ПСС Ленина
Том 01
Том 02
Том 03
Том 04
Том 05
Том 06
Том 07
Том 08
Том 09
Том 10
Том 11
Том 12
Том 13
Том 14
Том 15 Том 16
Том 17
Том 18
Том 19
Том 20
Том 21
Том 22
Том 23
Том 24
Том 25
Том 26
Том 27
Том 28 Том 29 Том 30 Том 31
Том 32
Том 33
Том 34
Том 35
Том 36
Том 37
Том 38
Том 39
Том 40
Том 41
Том 42
Том 43
Том 44
Том 45 Том 46
Том 47
Том 48
Том 49
Том 50
Том 51
Том 52
Том 53
Том 54
Том 55
|
В. И. ЛЕНИН
стр. 278
| категорическое,
единственно безусловное признание ее существования вне сознания и ощущения
человека и отличает диалектический материализм от релятивистского агностицизма и идеализма.
Приведем два примера того, как новая физика колеблется
бессознательно и стихийно между диалектическим материализмом, который остается
неизвестным для буржуазных
ученых, и "феноменализмом" с его неизбежными субъективистскими (а далее и прямо фидеистическими) выводами.
Тот самый
Август Риги, которого г. Валентинов не сумел спросить насчет интересовавшего его вопроса о материализме, пишет в
введении к своей книге: "Что собственно такое электроны или
электрические атомы, это и поныне остается тайной; но, несмотря на это, новой
теории суждено, может быть, приобрести со временем немалое философское
значение, поскольку она приходит к совершенно новым посылкам относительно
строения весомой материи и стремится свести все явления внешнего мира к одному общему происхождению.
"С точки зрения позитивистских и утилитаристских тенденций нашего
времени подобное преимущество, пожалуй, не
важно, и теория может быть признаваема прежде всего за средство удобным образом
приводить в порядок и сопоставлять факты, служить руководством при
поисках дальнейших явлений. Но если в прежние времена относились, может быть, с слишком большим доверием к
способностям человеческого духа и слишком легко мнили руками взять
последние причины всех вещей, то в наше время есть склонность впадать в
противоположную ошибку" (1. с, S. 3).
Почему отгораживается здесь Риги от
позитивистских и утилитаристских тенденций? Потому, что он, не имея, видимо, никакой определенной
философской точки зрения, стихийно держится за реальность внешнего мира и за
признание новой теории не только "удобством" (Пуанкаре), не только
"эмпириосимволом" (Юшкевич), не только "гармонизацией опыта" (Богданов) и как
там еще зовут подобные субъективистские выверты,
а дальнейшим шагом в познании объективной реальности.
Предыдущая страница ... 277
Следующая страница ... 279
|
|