В.И.Ленин ПСС т.18 НОВЕЙШАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В ЕСТЕСТВОЗНАНИИ

ПСС Ленина



Том 01   Том 02
Том 03   Том 04
Том 05   Том 06
Том 07   Том 08
Том 09   Том 10
Том 11   Том 12
Том 13   Том 14
Том 15  Том 16
Том 17   Том 18
Том 19   Том 20
Том 21   Том 22
Том 23   Том 24
Том 25   Том 26
Том 27  Том 28
Том 29 Том 30
Том 31   Том 32
Том 33   Том 34
Том 35   Том 36
Том 37   Том 38
Том 39   Том 40
Том 41   Том 42
Том 43   Том 44
Том 45  Том 46
Том 47   Том 48
Том 49   Том 50
Том 51   Том 52
Том 53   Том 54
Том 55  


НОВЕЙШАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В ЕСТЕСТВОЗНАНИИ стр. 277


 


свихнулась в идеализм, главным образом, именно потому, что физики не знали диалек­тики. Они боролись с метафизическим (в энгельсовском, а не в позитивистском, т. е. юмистском, смысле этого слова) материализмом, с его односторонней "механично­стью", — и при этом выплескивали из ванны вместе с водой и ребенка. Отрицая неиз­менность известных до тех пор элементов и свойств материи, они скатывались к отри­цанию материи, то есть объективной реальности физического мира. Отрицая абсолют­ный характер важнейших и основных законов, они скатывались к отрицанию всякой объективной закономерности в природе, к объявлению закона природы простой услов­ностью, "ограничением ожидания", "логической необходимостью" и т. п. Настаивая на приблизительном, относительном характере наших знаний, они скатывались к отрица­нию независимого от познания объекта, приблизительно верно, относительно правиль­но отражаемого этим познанием. И т. д., и т. д. без конца.
Рассуждения Богданова в 1899 году о "неизменной сущности вещей", рассуждения Валентинова и Юшкевича о "субстанции" и т. д. — все это такие же плоды незнания диалектики. Неизменно, с точки зрения Энгельса, только одно: это — отражение чело­веческим сознанием (когда существует человеческое сознание) независимо от него су­ществующего и развивающегося внешнего мира. Никакой другой "неизменности", ни­какой другой "сущности", никакой "абсолютной субстанции" в том смысле, в каком разрисовала эти понятия праздная профессорская философия, для Маркса и Энгельса не существует. "Сущность" вещей или "субстанция" тоже относительны; они выра­жают только углубление человеческого познания объектов, и если вчера это углубле­ние не шло дальше атома, сегодня — дальше электрона и эфира, то диалектический ма­териализм настаивает на временном, относительном, приблизительном характере всех этих вех познания природы прогрессирующей наукой человека. Электрон так же неис­черпаем, как и атом, природа бесконечна, но она бесконечно существует, и вот это-то единственно




Предыдущая страница ... 276
Следующая страница ... 278

Этот сайт основан на всемирно известном произведении, но так как автор уже более 75 лет руководит нами из своего мавзолея то и копирайт с ним. Хостинг поддерживается в постоянном рабочем состоянии источниками бесперебойного питания от фирмы industrika.ru.

Реклама по Ленински