| вещей" и
т. п. не есть материализм, а есть метафизический, т. е.
антидиалектический материализм. Поэтому И.
Дицген подчеркивал, что "объект науки бесконечен", что неизмеримым,
непознаваемым до конца, неисчерпаемым является не только бесконечное, но
и "самый маленький атом", ибо "природа во всех своих частях без начала и без
конца" ("Kleinere
philosophische Schriften", S. 229—230 ).
Поэтому Энгельс приводил свой пример с открытием ализарина в каменноугольном
дегте и критиковал механический материализм. Чтобы поставить вопрос с единственно
правильной, т. е. диалектически-материалистической,
точки зрения, надо спросить: существуют ли электроны, эфир и так
далее вне человеческого сознания, как объективная реальность или пет? На
этот вопрос естествоиспытатели так же без колебания должны будут ответить и
отвечают постоянно да, как они без
колебаний признают существование природы до человека и до органической материи. И этим решается вопрос в
пользу материализма, ибо понятие материи, как мы уже говорили, не
означает гносеологически ничего иного, кроме как: объективная
реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им.
Но диалектический материализм настаивает на
приблизительном, относительном характере всякого научного положения о строении
материи и свойствах ее, на отсутствии абсолютных граней в природе, на
превращении движущейся материи из одного состояния в другое, по-видимому, с нашей точки зрения,
непримиримое с ним и т. д. Как ни диковинно
с точки зрения "здравого смысла" превращение невесомого эфира в весомую материю и обратно, как ни "странно"
отсутствие у электрона всякой иной массы, кроме электромагнитной, как ни
необычно ограничение механических законов движения одной только областью явлений природы и подчинение их более
глубоким законам электромагнитных явлений и т. д., — все это только
лишнее подтверждение диалектического материализма. Новая физика
* — "Мелкие философские работы", стр. 229—230. Ред.
Предыдущая страница ... 275
Следующая страница ... 277
|