| предварительно создано (façonné) человеком для обозначения (для символизации). Наука стала произведением искусства для
дилетантов, произведением искусства для утилитаристов: точки зрения, которые
естественно стали повсюду истолковывать, как отрицание
возможности науки. Наука, как чисто искусственное средство воздействия на природу, как простая утилитарная техника, не
имеет права называться наукой, если не искажать смысла слов. Сказать,
что наука не может быть ничем иным, кроме такого искусственного средства воздействия, значит отрицать науку в настоящем
значении слова.
Крах традиционного механизма или, вернее, та критика,
которой он был подвергнут, привела
к следующему положению: наука тоже потерпела крах. От невозможности держаться попросту и исключительно традиционного
механизма заключили к невозможности науки" (16—17).
И
автор ставит вопрос: "Представляет ли из себя современный кризис физики временный и внешний инцидент в развитии науки или
наука внезапно поворачивает назад и покидает окончательно ту дорогу, по
которой она шла?.."
"... Если
физико-химические науки, которые в истории были по существу дела поборниками эмансипации, терпят крушение в таком
кризисе, который оставляет за ними исключительно ценность технически
полезных рецептов, но отнимает у них всякое значение
с точки зрения познания природы, то отсюда должен проистечь полный переворот и в логике и в истории идей. Физика теряет
всякую воспитательную ценность; дух
положительной науки, представляемый ею, становится ложным и опасным". Наука
может дать лишь практические рецепты, а не действительное знание. "Познание
реального надо искать другими средствами... Надо идти другим путем,
надо вернуть субъективной интуиции,
мистическому чувству реальности, одним словом, таинственному, то, что
считалось у них отнятым наукой" (19).
В
качестве позитивиста автор считает такой взгляд неправильным и кризис физики временным. Каким
Предыдущая страница ... 269
Следующая страница ... 2
|