|
необходимо констатировать, что, подобно искусству, наука, в особенности
физика, имеет
многочисленные школы, выводы которых зачастую расходятся, а иногда прямо
враждебны один другому...
Отсюда можно видеть, каково значение и какова широта
того, что получило название кризиса современной физики.
Традиционная
физика до половины XIX
века принимала, что
достаточно простого продолжения физики,
чтобы получить метафизику материи. Эта физика придавала своим теориям
онтологическое значение. И эти теории были всецело механические. Традиционный
механизм" (Рей употребляет это слово в особом смысле системы взглядов, сводящих физику к механике) "представлял таким
образом, сверх результатов опыта, за пределами результатов опыта, реальное познание
материального мира. Это не было гипотетическое выражение опыта, — это
была догма" (16)...
Здесь мы
должны прервать почтенного "позитивиста". Ясно, что он рисует нам материалистическую
философию традиционной физики, не желая назвать черта (т. е. материализм) по имени. Юмисту материализм должен
казаться метафизикой, догмой, выходом за пределы опыта и т. д. Не зная
материализма, юмист Рей совсем уже никакого понятия
не имеет о диалектике, об отличии диалектического материализма от материализма
метафизического в энгельсовском смысле слова. Поэтому, например, соотношение абсолютной и относительной истины абсолютно
неясно Рею.
"... Критические замечания против традиционного механизма, которые
были сделаны во второй половине XIX века, подорвали
эту предпосылку онтологической реальности
механизма. На этой критике утвердился философский взгляд на физику, который стал
уже почти традиционным в философии конца XIX века. Наука, по этому взгляду, не более как символическая формула,
приемы отметки (обозначения, repérage, создания
знаков, меток, символов), а так как эти
приемы отметки различны в различных школах, то скоро сделано было
заключение, что отмечается при этом только то, что
Предыдущая страница ... 268
Следующая страница ... 270
|