| Ц
образом очищает Рей Маха, Пуанкаре и К от этих выводов, мы увидим ниже.
Теперь мы
ограничимся констатированием факта "кризиса" и его значения. Из последних слов
Рея, приведенных нами, ясно, какие реакционные элементы воспользовались этим
кризисом и обострили его. В
предисловии к своему сочинению Рей говорит прямо, что на "общий дух современной
физики" стремится "опереться фидеистское и антиинтеллек-туалистское движение
последних лет XIX века" (II). Фидеистами (от латинского слова fides, вера) называют во Франции тех, кто ставит веру над разумом.
Антиинтеллектуализмом называется учение,
отрицающее права или претензии разума. Следовательно, в философском отношении
суть "кризиса современной физики" состоит в том, что старая физика
видела в своих теориях "реальное познание материального мира", т. е. отражение
объективной реальности. Новое течение в физике видит в теории только символы,
знаки, отметки для практики, т. е. отрицает существование объективной
реальности, независимой от нашего сознания и отражаемой им. Если бы Рей
держался правильной философской терминологии, то он должен был бы сказать:
материалистическая теория познания, стихийно принимавшаяся прежней физикой,
сменилась идеалистической и агностической, чем воспользовался фидеизм, вопреки
желанию идеалистов и агностиков.
Но эту смену, составляющую кризис, Рей не представляет
себе так, как будто все новые физики стоят против всех старых физиков. Нет. Он
показывает, что по гносеологическим своим тенденциям современные физики
делятся на три школы: энергетическую или концептуалистскую (conceptuelle —
от слова концепт, чистое понятие), механист-скую или новомеханистскую, которой
продолжает держаться громадное большинство физиков, и промежуточную между ними,
критическую школу. К первой относятся Мах и Дюгем; к третьей Анри Пуанкаре; ко
второй Кирхгоф, Гельмгольц, Томсон (лорд Кельвин), Максвелл из старых, Лармор,
Лоренц из новейших физиков. В чем суть двух основных
Предыдущая страница ... 270
Следующая страница ... 272
|