| не
недостаточность материализма, а недостаточность метафизического, антидиалектического материализма.
"Простая, научная истина основывается не на
личности. Ее основания находятся вне (т. е. вне личности), в материале ее, она есть объективная
истина... Мы называем себя материалистами... Философские материалисты
характеризуются тем, что они ставят в начале, во главе телесный мир, идею же
или дух рассматривают, как следствие, — тогда как противники по манеру религии
выводят вещи из слова... выводят материальный мир из идеи" ("Kleinere philosophische
Schriften", 1903, S. 59, 62 ). Это признание объективной истины и повторение энгелъсовского
определения материализма махисты обходят. Но вот Дицген говорит: "Мы могли
бы с таким же правом назвать себя идеалистами,
ибо наша система покоится на совокупном результате философии, на научном исследовании
идеи, на ясном понимании природы духа" (63). За эту, явно неверную, фразу нетрудно уцепиться для отречения от
материализма. На деле у Дицгена более неверна формулировка, чем
основная мысль, сводящаяся к указанию на то, что старый материализм не умел
научно исследовать идеи (при помощи исторического материализма).
Вот рассуждение Дицгена о старом материализме: "Как наше понимание
политической экономии, так и наш
материализм есть научное, историческое завоевание. Как мы отличаемся
вполне определенно от социалистов прошлого, так же и от прежних материалистов.
С этими последними общего у нас только то, что мы признаем материю предпосылкой
или первоосновой идеи" (140). Характерно это "только"! Оно включает в себя все гносеологические основы
материализма в отличие от агностицизма, махизма, идеализма. Но внимание
Дицгена устремлено на то, чтобы отгородиться от вульгарного материализма.
Зато дальше следует прямо неверное место:
"Понятие материи надо расширить. Сюда относятся все явления
* — "Мелкие философские работы", 1903, стр. 59, 62. Ред.
Предыдущая страница ... 257
Следующая страница ... 259
|