|
привести ряд рассуждений самого И.
Дицгена, чтобы показать его слабые стороны.
"Мысль
есть функция мозга", — говорит Дицген ("Das Wesen der menschlichen Kopfarbeit", 1903, S. 52. Есть русский перевод: "Сущность головной работы"). "Мысль есть
продукт мозга... Мой письменный стол, как содержание моей мысли, совпадает с этой мыслью, не отличается от нее. Но этот
письменный стол, вне моей головы, есть ее предмет, совершенно отличный
от нее" (53). Эти вполне ясные материалистические положения Дицген дополняет, однако, таким: "Но и не чувственное
представление чувственно, материально, то есть действительно... Дух не больше
отличается от стола, света, от звука, чем эти вещи отличаются друг от друга"
(54). Тут явная неверность. Что и мысль и материя "действительны", т. е.
существуют, это верно. Но назвать мысль материальной — значит сделать
ошибочный шаг к смешению материализма с идеализмом. В сущности, это скорее неточность выражения у Дицгена, говорящего в
другом месте правильно: "Дух и материя имеют, по крайней мере, то общее,
что они существуют" (80). "Мышление есть телесная работа, — говорит Дицген. —
Для мышления я нуждаюсь в веществе, о котором можно мыслить. Это вещество дано
нам в явлениях природы и жизни... Материя
есть граница духа; он не может выйти за пределы материи. Дух есть
продукт материи, но материя есть большее, чем продукт духа..." (64). От разбора подобных материалистических рассуждений
материалиста И. Дицгена махисты воздерживаются! Они предпочитают цепляться за
неточности и путаницу у Дицгена. Например,
он говорит, что естествоиспытатели могут быть "идеалистами лишь вне своей
области" (108). Так ли это и почему так, махисты молчат. Но страничкой раньше
Дицген признает "позитивную сторону современного идеализма" (106) и "недостаточность материалистического принципа", что должно
обрадовать махистов! Неправильно выраженная
мысль Дицгена состоит в том, что и различие материи от духа относительно,
не чрезмерно (107). Это справедливо, но отсюда вытекает
Предыдущая страница ... 256
Следующая страница ... 258
|