В.И.Ленин ПСС т.18 ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕАЛИСТЫ

ПСС Ленина

Том 01   Том 02
Том 03   Том 04
Том 05   Том 06
Том 07   Том 08
Том 09   Том 10
Том 11   Том 12
Том 13   Том 14
Том 15  Том 16
Том 17   Том 18
Том 19   Том 20
Том 21   Том 22
Том 23   Том 24
Том 25   Том 26
Том 27  Том 28
Том 29 Том 30
Том 31   Том 32
Том 33   Том 34
Том 35   Том 36
Том 37   Том 38
Том 39   Том 40
Том 41   Том 42
Том 43   Том 44
Том 45  Том 46
Том 47   Том 48
Том 49   Том 50
Том 51   Том 52
Том 53   Том 54
Том 55  

ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕАЛИСТЫ стр. 249


 


etc.", S. 154 ). Но теория символов для Леклера не недостаточно материалистична, а слишком материалистична. "Гельмгольц полагает, — пишет Леклер, — что восприятия нашего сознания дают достаточные опорные пункты для познания последовательности во времени и одинаковости или неодинаковости трансцендентных причин. Этого дос­таточно, по Гельмгольцу, для предположения закономерного порядка в области транс­цендентного" (стр. 33, — т. е. в области объективно-реального). И Леклер гремит про­тив этого "догматического предрассудка Гельмгольца". "Берклеевский бог, — воскли­цает он, — в качестве гипотетической причины закономерного порядка идей в нашем сознании по меньшей мере столь же способен удовлетворить нашу потребность в при­чинном объяснении, как и мир внешних вещей" (34). "Последовательное проведение теории символов... невозможно без щедрой примеси вульгарного реализма" (стр. 35), — т. е. материализма.
Так разносил Гельмгольца за материализм "критический идеалист" в 1879 году. Двадцать лет спустя, расхваленный Махом ученик его Клейнпетер следующим образом опровергал "устарелого" Гельмгольца посредством "новейшей" философии Маха в своей статье: "О принципиальных взглядах на физику у Эрнста Маха и Генриха Гер­ца" . Оставим пока в стороне Герца (который, в сущности, был так же непоследовате­лен, как Гельмгольц) и посмотрим на сопоставление Клейнпетером Маха и Гельмголь­ца. Приведя ряд цитат из обоих писателей, подчеркнув с особенным ударением извест­ные заявления Маха, что тела суть мысленные символы для комплекса ощущений и т. д., Клейнпетер говорит:
"Если мы проследим ход мысли Гельмгольца, то мы встретим следующие основные посылки:
* — "Der Realismus der modernen Naturwissenschaft im Lichte der von Berkeley und Kant angebahnten Erkenntniskritik", S. 154. Ред.
" "Archiv für Philosophie"86, II, Systematische Philosophie, Band V, 1899, SS. 163—164 особ. ("Архив Философии", II, Систематическая Философия, т. V, 1899, стр. 163—164 особ. Ред.).




Предыдущая страница ... 248
Следующая страница ... 250
Этот сайт основан на всемирно известном произведении, но так как автор уже более 75 лет руководит нами из своего мавзолея то и копирайт с ним. Хостинг поддерживается в постоянном рабочем состоянии источниками бесперебойного питания от фирмы industrika.ru.

Реклама по Ленински