ПСС Ленина
Том 01
Том 02
Том 03
Том 04
Том 05
Том 06
Том 07
Том 08
Том 09
Том 10
Том 11
Том 12
Том 13
Том 14
Том 15 Том 16
Том 17
Том 18
Том 19
Том 20
Том 21
Том 22
Том 23
Том 24
Том 25
Том 26
Том 27
Том 28 Том 29 Том 30 Том 31
Том 32
Том 33
Том 34
Том 35
Том 36
Том 37
Том 38
Том 39
Том 40
Том 41
Том 42
Том 43
Том 44
Том 45 Том 46
Том 47
Том 48
Том 49
Том 50
Том 51
Том 52
Том 53
Том 54
Том 55
|
ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕАЛИСТЫ стр. 245
|
отображениях
вещей. Вместо того, чтобы показать ошибочность плехановского отступления от
формулировки материализма Энгельсом, Базаров заслоняет от читателей ошибкой Плеханова истину Энгельса.
Чтобы разъяснить и ошибку Плеханова и путаницу Базарова,
возьмем одного крупного представителя "теории символов" (от замены слова
символ словом иероглиф дело не
меняется) Гельмгольца и посмотрим, как критиковали Гельмгольца материалисты и идеалисты вкупе с махистами.
Гельмгольц, крупнейшая величина в естествознании, был в философии
непоследователен, как и громадное большинство естествоиспытателей. Он склонялся к
кантианству, но и этой точки
зрения не выдерживал в своей гносеологии последовательно. Вот, например, из его "Физиологической оптики"
рассуждения на тему о соответствии понятий с объектами: "... Я
обозначил ощущения как символы внешних явлений и я отверг за ними
всякую аналогию с вещами, которые они представляют" (стр. 579 франц. перев.,
стр. 442 нем. ориг.). Это — агностицизм, но дальше на той же странице читаем: "Наши понятия и представления суть действия, которые
производят на нашу нервную систему и на наше сознание предметы, которые мы
видим или которые мы себе представляем". Это — материализм. Только
Гельмгольц неясно представляет себе отношение абсолютной и относительной
истины, как видно из дальнейших его рассуждений. Например, Гельмгольц говорит
несколько ниже: "Я думаю, следовательно, что не имеет никакого смысла говорить
об истинности наших представлений иначе, как в смысле практической истины.
Представления, которые мы себе составляем о вещах, не могут быть ничем,
кроме символов, естественных обозначений для объектов, каковыми обозначениями
мы научаемся пользоваться для регулирования наших движений и наших действий.
Когда мы научаемся расшифровывать правильным образом эти символы, — мы
оказываемся в состоянии, при их помощи, направлять наши действия так, чтобы
получать желаемый результат"... Это неверно: Гельмгольц
Предыдущая страница ... 244
Следующая страница ... 246
|
|