| универсально
выкинуть вон свою универсальную подстановку. Ибо эта универсальная подстановка так же собирает вместе, в одну
китайскую косу, все грехи половинчатого идеализма, все слабости
последовательного субъективного идеализма, как (si licet parva componere magnis! — если позволительно сравнить малое с
великим) — как "абсолютная идея" Гегеля
собрала вместе все противоречия кантовского идеализма, все слабости фихтеанства.
Фейербаху оставался только один серьезный шаг, чтобы повернуть снова к
материализму: именно — универсально выкинуть вон, абсолютно удалить прочь абсолютную идею, эту гегелевскую "подстановку
психического" под физическую природу.
Фейербах отрезал китайскую косу философского идеализма, т. е. взял за основу природу без всякой "подстановки".
Поживем
— увидим, долго ли еще будет расти китайская коса махистского идеализма.
6. "ТЕОРИЯ СИМВОЛОВ" (ИЛИ ИЕРОГЛИФОВ) И КРИТИКА ГЕЛЬМГОЛЬЦА
В дополнение к сказанному выше об идеалистах, как
соратниках и преемниках эмпириокритицизма,
уместно будет отметить характер махистской критики некоторых затронутых в нашей
литературе философских положений. Например, наши махисты, желающие быть марксистами, набросились с особенной
радостью на плехановские
ι 85
"иероглифы"
, т. е. на теорию, по которой ощущения и представления человека представляют
из себя не копии действительных вещей и процессов природы, не изображения их,
а условные знаки, символы, иероглифы и т. п. Базаров высмеивает этот иероглифический
материализм, и необходимо отметить, что он был бы прав, если бы отвергал
материализм иероглифический в пользу материализма неиероглифического. Но
Базаров употребляет здесь опять-таки
фокуснический прием, провозя контрабандой свое отречение от материализма
под флагом критики "иероглифизма". Энгельс не говорит ни о символах, ни о
иероглифах, а о копиях, снимках, изображениях, зеркальных
Предыдущая страница ... 243
Следующая страница ... 245
|