ПСС Ленина
Том 01
Том 02
Том 03
Том 04
Том 05
Том 06
Том 07
Том 08
Том 09
Том 10
Том 11
Том 12
Том 13
Том 14
Том 15 Том 16
Том 17
Том 18
Том 19
Том 20
Том 21
Том 22
Том 23
Том 24
Том 25
Том 26
Том 27
Том 28 Том 29 Том 30 Том 31
Том 32
Том 33
Том 34
Том 35
Том 36
Том 37
Том 38
Том 39
Том 40
Том 41
Том 42
Том 43
Том 44
Том 45 Том 46
Том 47
Том 48
Том 49
Том 50
Том 51
Том 52
Том 53
Том 54
Том 55
|
ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕАЛИСТЫ стр. 243
|
как философе) не мог бы явиться на свет божий, если бы в учении его
учителя Маха не было
"элементов"... берклианства. И я не могу себе представить более "страшной мести"
против Богданова, как если бы его "Эмпириомонизм" был переведен на немецкий, скажем, язык и отдан для рецензирования Леклеру и
Шуберту-Зольдерну, Корнелиусу и
Клейнпетеру, Карусу и Пильону (французскому сотруднику и ученику Ренувье). Эти заведомые
соратники и частью прямые последователи Маха своими поцелуями по адресу
"подстановки" сказали бы больше, чем своими рассуждениями.
Впрочем, философию Богданова едва ли правильно было бы
рассматривать, как законченную и неподвижную систему. За девять лет, с 1899 по
1908 год, Богданов прошел четыре стадии своего философского блуждания. Он был
сначала "естественнои-сторическим" (т. е. наполовину бессознательным и
стихийно-верным духу естествознания)
материалистом. "Основные элементы исторического взгляда на природу" носят на
себе явные следы этой стадии. Вторая ступень — модная в конце 90-х годов прошлого века "энергетика" Оствальда, т. е. путаный
агностицизм, спотыкающийся кое-где в идеализм. От Оствальда (на обложке "Лекций
по натурфилософии" Оствальда стоит: "посвящается Э. Маху") Богданов
перешел к Маху, т. е. перенял основные посылки
субъективного идеализма, непоследовательного и сбивчивого, как вся философия Маха. Четвертая стадия: попытки убрать
некоторые противоречия махизма, создать подобие объективного идеализма.
"Теория всеобщей подстановки" показывает, что Богданов описал дугу почти
ровно в 180°, начиная со своего исходного пункта. Дальше ли отстоит эта стадия
богдановской философии от диалектического материализма, или ближе, чем предыдущие стадии? Если он стоит на одном месте,
тогда, разумеется, дальше. Если он продолжает двигаться вперед по такой
же кривой линии, по которой он двигался
девять лет, то тогда ближе: ему нужен теперь только один серьезный
шаг, чтобы снова повернуть к материализму, именно —
Предыдущая страница ... 242
Следующая страница ... 244
|
|