|
это называется
богом. Философы-идеалисты всегда старались изменить это последнее название,
сделать его абстрактнее, туманнее и в то же время (для правдоподобия) ближе к "психическому", как "непосредственному
комплексу", как непосредственно данному,
не требующему доказательств. Абсолютная идея, универсальный дух, мировая воля,
"всеобщая подстановка" психического под физическое, — это одна и та же
идея, только в различных формулировках. Всякий человек знает — и естествознание
исследует — идею, дух, волю, психическое, как функцию нормально работающего
человеческого мозга; оторвать же эту функцию от определенным образом
организованного вещества, превратить эту
функцию в универсальную, всеобщую абстракцию, "подставить" эту
абстракцию под всю физическую природу, — это бредни философского идеализма, это насмешка над естествознанием.
Материализм
говорит, что "социально-организованный опыт живых существ" есть производное от физической природы, результат
долгого развития ее, развития из такого состояния физической природы,
когда ни социальности, ни организованности, ни опыта, ни живых существ не было и быть не могло. Идеализм говорит, что
физическая природа есть производное от этого опыта живых существ, и,
говоря это, идеализм приравнивает (если не
подчиняет) природу богу. Ибо бог есть, несомненно, производное от
социально-организованного опыта живых существ. Как ни вертите богдановской философией,
ровно ничего, кроме реакционной путаницы, она не содержит.
Богданову
кажется, что говорить о социальной организации опыта есть "познавательный
социализм" (III кн., стр. XXXIV). Это — сумасшедшие пустяки. Иезуиты, — если так рассуждать о
социализме, — горячие сторонники "познавательного социализма", ибо исходный пункт их гносеологии есть
божество, как "социально-организованный
опыт". И несомненно, что католицизм есть социально-организованный опыт;
только отражает он не объективную истину (которую отрицает Богданов и которую отражает наука), а эксплуатацию
Предыдущая страница ... 240
Следующая страница ... 242
|