| ""Человек"
это прежде всего определенный комплекс "непосредственных переживаний"".
Заметьте: "прежде всего"! — "Затем, в дальнейшем развитии опыта,
"человек" оказывается для себя и для других физическим телом в ряду других
физических тел".
Ведь это же сплошной "комплекс" вздора,
годного только на то, чтобы вывести бессмертие души или идею бога и т. п. Человек есть прежде всего
комплекс непосредственных переживаний и в дальнейшем развитии физическое
тело! Значит, бывают "непосредственные
переживания" без физического тела, до физического тела. Как жаль,
что эта великолепная философия не попала еще в наши духовные семинарии;
там бы сумели оценить все ее достоинства.
"...
Мы признали, что сама физическая природа есть производное (курсив
Богданова) от комплексов непосредственного
характера (к числу которых принадлежат и психические координации), что она есть отражение таких комплексов в других, им
аналогичных, только самого сложного
типа (в социально-организованном опыте живых существ)" (146).
Философия,
которая учит, что сама физическая природа есть производное, — есть чистейшая философия поповщины. И такой характер
ее нисколько не изменяется от того, что сам Богданов усиленно
отрекается от всякой религии. Дюринг тоже был атеистом; он предлагал даже
запретить религию в своем "социалитарном" строе. И тем не менее Энгельс был
вполне прав, когда показывал, что "система" Дюринга не сводит концов с концами без религии84. То же
самое и с Богдановым, с тем существенным различием, что приведенное
место не случайная непоследовательность, а суть его "эмпириомонизма" и всей его "подстановки". Если природа
есть производное, то понятно само собою, что она может быть производным
только от чего-то такого, что больше, богаче, шире, могущественнее природы, от
чего-то такого, что существует, ибо для того, чтобы "произвести" природу, надо
существовать независимо от природы. Значит, существует нечто вне природы
и, притом, производящее природу. По-русски
Предыдущая страница ... 239
Следующая страница ... 241
|