|
венная человеческая идея, раз ее оторвали
от человека и от человеческого мозга.
Первую
ступень долой.
Вторую
тоже долой, ибо психического до физического (а вторая ступень стоит у Богданова раньше третьей) не знает ни один
человек, не знает естествознание. Физический мир существовал раньше, чем могло появиться психическое, как
высший продукт высших форм органической материи. Вторая ступень
Богданова есть тоже мертвая абстракция, есть мысль без мозга, есть разум
человека, оторванный от человека.
Вот если выкинуть вовсе прочь обе первые
ступени, тогда, и только тогда, мы можем получить картину мира, действительно
соответствующую естествознанию и материализму. Именно: 1) физический мир существует независимо от
сознания человека и существовал задолго до человека, до всякого
"опыта людей"; 2) психическое, сознание и т. д. есть высший продукт материи (т.
е. физического), есть функция того особенно сложного
куска материи, который называется мозгом человека.
"Область
подстановки, — пишет Богданов, — совпадает с областью физических явлений; под
явления психические ничего подставлять не требуется, ибо это — непосредственные
комплексы" (XXXIX).
Вот это и есть идеализм, ибо психическое, т.
е. сознание, представление, ощущение и т. п. берется за непосредственное, а
физическое выводится из него, подставляется под него. Мир есть не-Я, созданное нашим Я, —
говорил Фихте. Мир есть абсолютная идея, — говорил Гегель. Мир есть воля, —
говорил Шопенгауэр. Мир есть понятие и представление, — говорит имманент
Ремке. Бытие есть сознание, — говорит имманент Шуппе. Физическое есть
подстановка психического, — говорит Богданов. Надо быть слепым, чтобы не видеть одинаковой идеалистической сути в различных
словесных нарядах.
"Поставим
себе такой вопрос, — пишет Богданов в I вып.
"Эмпириомонизма", стр. 128—129, — что есть "живое существо", например,
"человек"?" И отвечает:
Предыдущая страница ... 238
Следующая страница ... 240
|