| определение Энгельса, то и Гегель материалист, ибо у него тоже психический
опыт (под названием абсолютной идеи) стоит раньше, затем следует "выше"
физический мир, природа и, наконец, познание человека, который через природу
познает абсолютную идею. Ни
один идеалист не будет отрицать в таком смысле первичности природы, ибо на деле это не первичность, на деле природа
не берется за непосредственно данное, за исходный пункт
гносеологии. На деле к природе ведет еще длинный переход через абстракции "психического".
Все равно, как называть эти абстракции: абсолютной ли идеей, универсальным ли Я,
мировой волей и т. д., и т. п. Этим различаются разновидности идеализма,
и таких разновидностей существует бесчисленное множество. Суть идеализма в том,
что первоисходным пунктом берется психическое; из него выводится природа и
потом уже из природы обыкновенное человеческое сознание. Это первоис-ходное "психическое" всегда оказывается поэтому мертвой
абстракцией, прикрывающей разжиженную теологию. Например, всякий
знает, что такое человеческая идея, но идея
без человека и до человека, идея в абстракции, идея абсолютная есть теологическая
выдумка идеалиста Гегеля. Всякий знает, что такое человеческое ощущение, но ощущение без человека, до человека, есть вздор,
мертвая абстракция, идеалистический выверт. Именно такой идеалистический
выверт и проделывает Богданов, когда созидает
следующую лестницу:
1) Хаос "элементов" (мы знаем, что никакого
другого человеческого понятия, кроме
ощущений, за этим словечком элемент не кроется).
2) Психический опыт
людей.
3) Физический опыт
людей.
4) "Возникающее из него познание".
Ощущений (человеческих) без человека
не бывает.
Значит, первая ступень есть мертвая
идеалистическая абстракция. По сути дела перед нами здесь не всем знакомые и обычные человеческие ощущения,
а какие-то выдуманные, ничьи ощущения, ощущения вообще, ощущения
божеские, как божеской стала у Гегеля обыкно-
Предыдущая страница ... 237
Следующая страница ... 239
|