|
vol.
XVI, 1906, p. 122). Карус сам признается, что его
"считают реакционером многие свободомыслящие, порицающие меня за то, что я не
присоединяюсь к их хору нападок на всякую религию, как на предрассудок" (355).
Совершенно
очевидно, что перед нами — лидер компании американских литературных проходимцев, которые занимаются тем, что
спаивают народ религиозным опиумом.
Мах и Клейнпетер попали в члены этой компании тоже, очевидно, в силу маленького
"недоразумения".
5.
"ЭМПИРИОМОНИЗМ" А. БОГДАНОВА
"Я лично, — пишет про себя Богданов, — знаю пока в литературе
только одного эмпириомониста — некоего А. Богданова; но зато его знаю очень
хорошо и могу поручиться, что его взгляды вполне удовлетворяют сакраментальной
формуле первичности природы над духом.
Именно, он рассматривает все существующее, как непрерывную цепь
развития, низшие звенья которой теряются в хаосе элементов, а высшие, нам известные,
звенья представляют опыт людей (курсив Богданова) — психический и — еще
выше — физический опыт, причем этот опыт и возникающее из него познание соответствуют
тому, что обыкновенно называют духом" ("Эмпириомонизм", III, XII).
Как
"сакраментальную" формулу, высмеивает здесь Богданов известное нам положение
Энгельса, которого, однако, он дипломатично обходит! С Энгельсом мы не расходимся, ничего подобного...
Но посмотрите внимательнее на это резюмирование самим Богдановым
его пресловутого "эмпириомонизма" и "подстановки". Физический мир называется опытом
людей и объявляется, что физический опыт "выше" в цепи развития, чем
психический. Да ведь это же вопиющая
бессмыслица! И бессмыслица это как раз такая, какая свойственна всей и
всякой идеалистической философии. Это прямо комизм, если подобную "систему"
Богданов подводит тоже под материализм: и у меня-де природа первичное, дух
вторичное. Если так применять
Предыдущая страница ... 236
Следующая страница ... 238
|