| отдельными главами свои новые сочинения. Карус "чуточку" исправляет Маха
под Канта, заявляя, что Мах
"идеалист или, как я бы сказал, субъективист", но что он, Карус, несмотря на
частные разногласия, убежден, что "мы с Махом мыслим одинаково" . Наш монизм, —
заявляет Карус, — "не материалистический, не спиритуалистический, не
агностический; он означает просто и исключительно последовательность... он
берет опыт, как свою основу, и употребляет, как метод, систематизированные
формы отношений опыта" (очевидно, плагиат
из "Эмпириомонизма" А. Богданова!). Девиз Каруса: "не агностицизм, а позитивная наука, не мистицизм,
а ясная мысль; не супернатурализм,
не материализм, а монистический взгляд на мир, не догма, а религия, не вера,
как учение, а вера, как настроение" (not creed, but faith). Во исполнение этого девиза Карус проповедует "новую теологию", "научную теологию"
или теономию, отрицающую букву
библии, но настаивающую на том, что "вся истина божественна и бог открывает себя
в естествознании так же, как в истории" . Надо заметить, что Клейнпетер в вышеуказанной
книге о гносеологии современного естествознания рекомендует Каруса наряду с
Оствальдом, Авенариусом и имманентами (S. 151—152).
Когда Геккель выпустил свои тезисы для союза монистов, Карус выступил
решительно против: во-первых, Геккель напрасно отвергает априоризм, который
"вполне совместим с научной философией"; во-вторых, Карус против геккелевой
доктрины детерминизма, которая "исключает возможность свободы воли";
в-третьих, Геккель "совершает ту ошибку, что подчеркивает одностороннюю точку,
зрения натуралиста против традиционного консерватизма
церквей. Он выступает поэтому, как враг существующих церквей, вместо того, чтобы радостно трудиться над их высшим
развитием в новые и более верные толкования догм" (ib.,
* "The Monist", vol. XVI, 1906,
July; P. Cams. "Pr. Mach's
Philosophy", pp. 320, 345, 333 ("Монист", т. XVI, 1906,
июль; П. Карус. "Философия проф. Маха", стр. 320, 345, 333. Ред.). Это
ответ на статью Клейнпетера в том же
журнале.
" Там же, т. XIII, р. 24 ff. Статья Каруса:
"Теология как наука".
Предыдущая страница ... 235
Следующая страница ... 237
|