ПСС Ленина
Том 01
Том 02
Том 03
Том 04
Том 05
Том 06
Том 07
Том 08
Том 09
Том 10
Том 11
Том 12
Том 13
Том 14
Том 15 Том 16
Том 17
Том 18
Том 19
Том 20
Том 21
Том 22
Том 23
Том 24
Том 25
Том 26
Том 27
Том 28 Том 29 Том 30 Том 31
Том 32
Том 33
Том 34
Том 35
Том 36
Том 37
Том 38
Том 39
Том 40
Том 41
Том 42
Том 43
Том 44
Том 45 Том 46
Том 47
Том 48
Том 49
Том 50
Том 51
Том 52
Том 53
Том 54
Том 55
|
В. И. ЛЕНИН
стр. 232
| называем
физическим, есть конструкция из психических элементов" (144). "Субъективное
убеждение, не объективная истина (Gewißheit) есть единственная достижимая цель всякой науки" (9, курсив Клейнпетера, который делает к
этому месту примечание: "Так приблизительно
говорится уже у Канта в "Критике практического разума""). "Предположение чужих сознаний есть такое
предположение, которое никогда не может быть подтверждено опытом" (42). "Я не знаю... есть ли вообще
вне меня другие Я" (43). § 5: "Об активности" ("спонтанейности" =
самопроизвольности) "в сознании". У животного
автомата смена представлений происходит чисто механически. То же у нас, когда мы грезим. "От этого отличается по
существу дела свойство нашего сознания в нормальном состоянии. Именно:
оно имеет такое свойство, которого нет у тех" (автоматов) "и которое объяснить
механически или автоматически было бы, по меньшей мере, трудно: так называемая
самодеятельность нашего Я. Всякий человек может противопоставлять себя
своим состояниям сознания, манипулировать ими, резче выдвигать их или отодвигать на задний план, анализировать их, сравнивать
части их между собой и т. д. Все это — факт (непосредственного) опыта.
Наше Я по существу отлично от суммы
всех состояний сознания и не может быть приравниваемо к этой сумме. Сахар состоит из углерода, водорода и
кислорода; если бы мы приписали сахару сахарную душу, то она должна бы
была, по аналогии, обладать свойством передвигать по произволу частицы
водорода, кислорода и углерода" (29—30). § 4, в следующей главе: "Акт познания
есть акт воли (Willenshandlung)".
"Надо считать твердо установленным
фактом разделение всех моих психических переживаний на две большие основные
группы: вынужденных и произвольных действий. К первым причисляются все
впечатления внешнего мира" (47). "Что можно дать много теорий об одной и той же
области фактов... это факт столь же хорошо известный физику, сколько
несовместимый с предпосылками какой-либо абсолютной теории познания. И этот
факт связан с волевым характером нашего
Предыдущая страница ... 231
Следующая страница ... 233
|
|