|
для своего
употребления, он может, — как говорит Энгельс, — считать, что знает вещи в себе. Бог христиан, если бы он существовал и если бы он создал мир, не сделал
бы ничего большего" .
Мы позволили себе привести эту длинную выписку, чтобы
показать, как понял Энгельса
Лафарг, и как он критиковал Канта слева не за те стороны кантианства, которыми
оно отличается от юмизма, а за те, которые общи и Канту и Юму, не за допущение вещи в себе, а за недостаточно материалистичный
взгляд на нее.
Наконец и
К. Каутский в своей "Этике" критикует Канта тоже с точки зрения, диаметрально противоположной юмизму и берклианству.
"В свойствах моей зрительной способности, — пишет он против гносеологии
Канта, — лежит то, что я вижу зеленое, красное,
белое. Но то, что зеленое есть нечто иное, чем красное, свидетельствует о чем-то,
лежащем вне меня, о действительном различии вещей... Соотношения и различия самих вещей, указываемые мне отдельными
представлениями в пространстве и времени..., суть действительные
соотношения и различия внешнего мира; они не обусловливаются характером моей познавательной способности... в таком случае"
(если бы верно было учение Канта об
идеальности времени и пространства) "о мире вне нас мы не могли бы знать
ничего, не могли бы знать даже того, что он существует" (стр. 33—34 русск. перевода).
Итак, вся школа Фейербаха, Маркса и Энгельса пошла от Канта
влево, к полному отрицанию
всякого идеализма и всякого агностицизма. А наши махисты пошли за реакционным
направлением в философии, за Махом и Авенариусом, критиковавшими Канта с
юмистской и берклианской точки зрения. Конечно, идти за каким угодно идейным
реакционером — святое право всякого гражданина и в особенности всякого интеллигента. Но если люди, порвавшие радикальным
образом с самыми основами марксизма в философии, начинают потом
* Paul Lafargue.
"Le matérialisme de Marx et l'idéalisme de Kant" в "Le Socialiste"72 от 25 февраля 1900 г. (Поль Лафарг. "Материализм Маркса и идеализм Канта" в газете
"Социалист". Ред.).
Предыдущая страница ... 212
Следующая страница ... 214
|