| Маркса и Энгельса.
Это реакционное движение началось в Германии — не в обиду будь сказано нашим социалистам-интегралистам,
которые хотели бы приписать всю честь
основателю их школы, Малону. Малон на самом деле сам вышел из школы Хёх-берга,
Бернштейна и других учеников Дюринга, начавших реформировать марксизм в Цюрихе". (Лафарг говорит об известном идейном
движении в немецком социализме во второй
половине 70-х годов прошлого века71.) "Следует ожидать, что Жорес,
Фурньер и наши интеллигенты тоже преподнесут нам Канта, когда они
освоятся с его терминологией... Раппопорт
ошибается, когда он уверяет, что для Маркса "существует тождество идеи и
реальности". Прежде всего мы не употребляем никогда подобной метафизической фразеологии. Идея так же реальна, как
объект, отражением которого в мозгу она является... Чтобы немножко
развлечь (récréer)
товарищей, которым приходится
знакомиться с буржуазной философией, я изложу, в чем состоит эта знаменитая
проблема, столь сильно занимавшая
спиритуалистические умы...
Рабочий,
который ест колбасу и который получает 5 франков в день, знает очень хорошо,
что хозяин его обкрадывает и что он питается свиным мясом; что хозяин — вор и
что колбаса приятна на вкус и питательна для тела. — Ничего подобного, —
говорит буржуазный софист, все равно, зовут ли его Пирроном, Юмом или Кантом, —
мнение рабочего на этот счет есть его
личное, т. е. субъективное, мнение; он мог бы с таким же правом думать,
что хозяин — его благодетель и что колбаса состоит из рубленой кожи, ибо он не может знать вещи в себе...
Вопрос неверно поставлен, и в этом и состоит его
трудность... Чтобы познать объект, человек должен сначала проверить, не обманывают ли его его
чувства... Химики пошли дальше, проникли внутрь тел, анализировали их,
разложили на их элементы, потом произвели обратную процедуру, т. е. синтез,
составили тела из их элементов: с того момента, как человек оказывается в
состоянии из этих элементов производить вещи
Предыдущая страница ... 211
Следующая страница ... 213
|