В.И.Ленин ПСС т.18 ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕАЛИСТЫ

ПСС Ленина



Том 01   Том 02
Том 03   Том 04
Том 05   Том 06
Том 07   Том 08
Том 09   Том 10
Том 11   Том 12
Том 13   Том 14
Том 15  Том 16
Том 17   Том 18
Том 19   Том 20
Том 21   Том 22
Том 23   Том 24
Том 25   Том 26
Том 27  Том 28
Том 29 Том 30
Том 31   Том 32
Том 33   Том 34
Том 35   Том 36
Том 37   Том 38
Том 39   Том 40
Том 41   Том 42
Том 43   Том 44
Том 45  Том 46
Том 47   Том 48
Том 49   Том 50
Том 51   Том 52
Том 53   Том 54
Том 55  


ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕАЛИСТЫ стр. 209


 


и безопасно, а ступишь на нее — и внезапно падаешь в пропасть мира в себе" (27). Вот за что не любят Канта соратники Маха и Авенариуса, имманенты: за то, что он при­ближается кое в чем к "пропасти" материализма!
А вот вам образчики критики Канта слева. Фейербах упрекает Канта не за "реа­лизм", а за идеализм, называя его систему "идеализмом на базе эмпиризма" (Werke, II, 296).
Вот особенно важное рассуждение Фейербаха о Канте. "Кант говорит: "Если мы рассматриваем предметы наших чувств, как простые явления, — как и следует их рас­сматривать, — то мы тем самым признаем, что в основе явлений лежит вещь в себе, хо­тя мы и не знаем, как она устроена сама по себе, а знаем только ее явления, т. е. тот способ, каким на наши чувства влияет (affiziert) это неизвестное нечто. Следовательно, наш разум тем самым, что он принимает бытие явлений, признает также бытие вещей в себе; и постольку мы можем сказать, что представлять себе такие сущности, которые лежат в основе явлений, т. е. которые суть лишь мысленные сущности, не только по­зволительно, но и необходимо""... Выбрав такое место из Канта, где вещь в себе рас­сматривается просто как мысленная вещь, мысленная сущность, а не реальность, Фей­ербах на это и направляет всю свою критику. "... Следовательно, — говорит он, — предметы чувств, предметы опыта суть для разума только явления, а не истина...". "Мысленные сущности, видите ли, не представляют из себя действительных объектов для разума! Кантовская философия есть противоречие между субъектом и объектом, сущностью и существованием, мышлением и бытием. Сущность достается здесь разу­му, существование — чувствам. Существование без сущности" (т. е. существование яв­лений без объективной реальности) "есть простое явление — это чувственные вещи; сущность без существования — это мысленные сущности, ноумены; их можно и долж­но мыслить, но им недостает существования — по крайней мере для нас — недостает объективности; они суть вещи в себе, истинные вещи, но они не суть действительные вещи... Какое противоречие:




Предыдущая страница ... 208
Следующая страница ... 210

Этот сайт основан на всемирно известном произведении, но так как автор уже более 75 лет руководит нами из своего мавзолея то и копирайт с ним. Хостинг поддерживается в постоянном рабочем состоянии источниками бесперебойного питания от фирмы industrika.ru.

Реклама по Ленински