| и мн. др.)· Это открытие наших махистов открывает перед нами поистине
бездонную пропасть самой безбожной путаницы, самого чудовищного непонимания и
Канта и всего хода развития немецкой классической философии.
Основная
черта философии Канта есть примирение материализма с идеализмом, компромисс
между тем и другим, сочетание в одной системе разнородных, противоположных
философских направлений. Когда Кант допускает, что нашим представлениям
соответствует нечто вне нас, какая-то вещь в себе, — то тут Кант материалист.
Когда он объявляет эту вещь в себе непознаваемой, трансцендентной,
потусторонней, — Кант выступает как идеалист. Признавая единственным источником
наших знаний опыт, ощущения, Кант направляет свою философию по линии сенсуализма,
а через сенсуализм, при известных условиях, и материализма. Признавая
априорность пространства, времени,
причинности и т. д., Кант направляет свою философию в сторону идеализма. За эту половинчатость Канта с ним беспощадно вели
борьбу и последовательные материалисты и последовательные идеалисты (а
также "чистые" агностики, юмисты). Материалисты
ставили Канту в вину его идеализм, опровергали идеалистические черты его
системы, доказывали познаваемость, посюсторонность вещи в себе, отсутствие принципиальной разницы между ней и явлением,
необходимость выводить причинность и т. п. не из априорных законов
мысли, а из объективной действительности. Агностики
и идеалисты ставили Канту в вину его допущение вещи в себе, как уступку материализму, "реализму" или "наивному реализму",
причем агностики отбрасывали, кроме вещи в себе, и априоризм, а
идеалисты требовали последовательного выведения из чистой мысли не только априорных форм созерцания, а всего мира
вообще (растягивая мышление человека до абстрактного Я или до
"абсолютной идеи" или до универсальной воли
и т. д. и т. п.). И вот наши махисты, "не заметив" того, что они взяли себе
в учителя людей, критиковавших Канта с точки зрения скептицизма и
идеализма, принялись раздирать
Предыдущая страница ... 205
Следующая страница ... 207
|