В.И.Ленин ПСС т.18 ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕАЛИСТЫ

ПСС Ленина



Том 01   Том 02
Том 03   Том 04
Том 05   Том 06
Том 07   Том 08
Том 09   Том 10
Том 11   Том 12
Том 13   Том 14
Том 15  Том 16
Том 17   Том 18
Том 19   Том 20
Том 21   Том 22
Том 23   Том 24
Том 25   Том 26
Том 27  Том 28
Том 29 Том 30
Том 31   Том 32
Том 33   Том 34
Том 35   Том 36
Том 37   Том 38
Том 39   Том 40
Том 41   Том 42
Том 43   Том 44
Том 45  Том 46
Том 47   Том 48
Том 49   Том 50
Том 51   Том 52
Том 53   Том 54
Том 55  


ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕАЛИСТЫ стр. 205


 


"основу объективной реальности" (480), впадая таким образом в противоречие с кри­тическим идеализмом. "У вас, — восклицал Фихте по адресу реалистических толкова­телей Канта, — земля на ките, а кит на земле. Ваша вещь в себе, которая есть только мысль, воздействует на наше Ж" (483).
Итак, Авенариус глубоко заблуждался, воображая, будто он "в первый раз" пред­принимает "очищение опыта" у Канта от априоризма и от вещи в себе, и будто он соз­дает этим "новое" направление в философии. На самом деле он продолжал старую ли­нию Юма и Беркли, Шульце-Энезидема и И. Г. Фихте. Авенариус воображал, что он "очищает опыт" вообще. На самом деле он только очищал агностицизм от кантиан­ства. Он боролся не против агностицизма Канта (агностицизм есть отрицание объек­тивной реальности, данной нам в ощущении), а за более чистый агностицизм, за уст­ранение того противоречащего агностицизму допущения Канта, будто есть вещь в себе, хотя бы непознаваемая, интеллигибельная, потусторонняя, — будто есть необходи­мость и причинность, хотя бы априорная, данная в мышлении, а не в объективной дей­ствительности. Он боролся с Кантом не слева, как боролись с Кантом материалисты, а справа, как боролись с Кантом скептики и идеалисты. Он воображал, что шел вперед, а на деле он шел назад, к той программе критики Канта, которую Куно Фишер, говоря о Шульце-Энезидеме, метко выразил словами: "Критика чистого разума за вычетом чис­того разума" (т. е. априоризма) "есть скептицизм. Критика чистого разума за вычетом вещи в себе есть берклианский идеализм" ("История новой философии", нем. изд. 1869 года, т. V, стр. 115).
Тут мы подошли к одному из курьезнейших эпизодов всей нашей "махиады", всего похода российских махистов против Энгельса и Маркса. Новейшее открытие Богданова и Базарова, Юшкевича и Валентинова, о котором они трубят на тысячи ладов, состоит в том, что Плеханов делает "злосчастную попытку помирить Энгельса с Кантом при по­мощи компромиссной, чуть-чуть познаваемой, вещи в себе" ("Очерки", стр. 67




Предыдущая страница ... 204
Следующая страница ... 206

Этот сайт основан на всемирно известном произведении, но так как автор уже более 75 лет руководит нами из своего мавзолея то и копирайт с ним. Хостинг поддерживается в постоянном рабочем состоянии источниками бесперебойного питания от фирмы industrika.ru.

Реклама по Ленински