|
"Критика чистого опыта" указывают на его отношение к кантовской
"Критике чистого разума", "и,
разумеется, на отношение антагонизма" к Канту (S. IV, изд. 1876 г.). В чем же
состоит этот антагонизм Авенариуса к Канту? В том, что Кант недостаточно, по мнению Авенариуса, "очистил опыт". Об этом
"очищении опыта" и трактует Авенариус в своих "Пролегоменах" (§§ 56, 72
и мн. др.). От чего "очищает" кантовское учение об опыте Авенариус? Во-первых,
от априоризма. "Вопрос о том, — говорит он в § 56, — не следует ли из
содержания опыта удалить, как лишнее, "априорные понятия разума" и создать таким образом по преимуществу чистый
опыт, ставится здесь, насколько я знаю, в первый раз". Мы уже видели, что
Авенариус "очистил" таким образом кантианство от признания необходимости и
причинности.
Во-вторых,
он очищает кантианство от допущения субстанции (§ 95), т. е. вещи в себе,
которая, по мнению Авенариуса, "не дана в материале действительного опыта, а привносится в него мышлением".
Мы сейчас увидим, что это определение Авенариусом своей философской
линии всецело
совпадает с определением Маха, отличаясь только вычурностью выражений. Но сначала необходимо отметить, что
Авенариус говорит прямую неправду, будто он в 1876 году в первый раз поставил
вопрос об "очищении опыта", т. е. очищении кантов-ского учения от априоризма и
от допущения вещи в себе. На самом деле развитие немецкой классической философии сейчас же после Канта создало критику
кантианства как раз в таком именно направлении, в каком повел ее
Авенариус. Это направление представлено в
немецкой классической философии Шульце-Энезидемом, сторонником юмовского
агностицизма, и И. Г. Фихте, сторонником берклианства, т. е. субъективного
идеализма. Шульце-Энезидем в 1792 году критиковал Канта именно за
допущение априоризма (1. с, S. 56, 141 и мн.
др.) и вещи в себе. Мы, скептики или сторонники Юма, — говорил Шульце, —
отвергаем вещь в себе, как выходящую "за пределы всякого опыта" (S. 57). Мы отвергаем объективное знание (25);
Предыдущая страница ... 201
Следующая страница ... 204
|