В.И.Ленин ПСС т.18 ТЕОРИЯ ПОЗН. ДИАЛЕКТ. МАТЕРИАЛИЗМА И ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМА

ПСС Ленина

Том 01   Том 02
Том 03   Том 04
Том 05   Том 06
Том 07   Том 08
Том 09   Том 10
Том 11   Том 12
Том 13   Том 14
Том 15  Том 16
Том 17   Том 18
Том 19   Том 20
Том 21   Том 22
Том 23   Том 24
Том 25   Том 26
Том 27  Том 28
Том 29 Том 30
Том 31   Том 32
Том 33   Том 34
Том 35   Том 36
Том 37   Том 38
Том 39   Том 40
Том 41   Том 42
Том 43   Том 44
Том 45  Том 46
Том 47   Том 48
Том 49   Том 50
Том 51   Том 52
Том 53   Том 54
Том 55  

ТЕОРИЯ ПОЗН. ДИАЛЕКТ. МАТЕРИАЛИЗМА И ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМА стр. 201


 


На это указывал Ю. Бауман — и возражавший ему махист Г. Клейнпетер не опровер­гал этого пункта и заявлял, что Мах, конечно, "ближе к Канту и Беркли, чем к господ­ствующему в естествознании метафизическому эмпиризму" (т. е. стихийному материа­лизму; там же, Bd. 6, S. 87). На это указывает и Э. Бехер, отмечающий, что если Мах в одних местах признает волюнтаристическую метафизику, в других отрекается от нее, то это свидетельствует лишь о произвольности его терминологии; на деле близость Маха к волюнтаристической метафизике несомненна . Примесь этой метафизики (т. е. идеализма) к "феноменологии" (т. е. агностицизму) признает и Люкка . На то же са­мое указывает В. Вундт . Что Мах феноменалист, "не чуждый волюнтаристического идеализма", это констатирует и руководство по истории новейшей философии Иберве-
*****
га-Геинце
Одним словом, эклектицизм Маха и его склонность к идеализму ясны для всех, кро­ме разве русских махистов.
"Archiv für systematische Philosophie", 1898, II, Bd. 4, S. 63 ("Архив Систематической Философии", 1898, II, т. 4, стр. 63. Ред.), статья о философских воззрениях Маха.
Erich Becher. "The Philosophical Views of Ε. Mach" в "Philosophical Review", vol. XIV, 5, 1905, pp. 536, 546, 547, 548 {Эрих Бехер. "Философские взгляды Э. Маха" в "Философском Обозрении", т. XIV, 5, 1905, стр. 536, 546, 547, 548. Ред.).
*** Е. Lucka. "Das Erkenntnisproblem und Machs "Analyse der Empfindungen"" в "Kantstudien", Bd. VIII, 1903, S. 400.
*"* "Systematische Philosophie", Lpz., 1907, S. 131.
***** "Grundriß der Geschichte der Philosophie", Bd. 4, 9. Auflage, Brl., 1903, S. 250 ("Очерк истории фи­лософии", т. 4, 9 изд., Берлин, 1903, стр. 250. Ред.).




202
ГЛАВА IV
ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕАЛИСТЫ, КАК СОРАТНИКИ И ПРЕЕМНИКИ ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМА
До сих пор мы рассматривали эмпириокритицизм, взятый в отдельности. Теперь следует посмотреть на него в его историческом развитии, в его связи и соотношении с другими философскими направлениями. На первое место здесь выдвигается вопрос об отношении Маха и Авенариуса к Канту.
1. КРИТИКА КАНТИАНСТВА СЛЕВА И СПРАВА
И Мах и Авенариус выступили на философское поприще в 70-х годах прошлого ве­ка, когда в германской профессорской среде модным кличем было: "назад к Канту!" Оба основоположника эмпириокритицизма и исходили именно из Канта в своем фило­софском развитии. "С величайшей благодарностью я должен признать, — пишет Мах, — что именно его (Канта) критический идеализм был исходным пунктом всего моего критического мышления. Но оставаться верным ему я не мог. Очень скоро я снова вер­нулся ко взглядам Беркли", и затем "пришел к взглядам, близким к взглядам Юма... Я и в настоящее время считаю Беркли и Юма гораздо более последовательными мыслите­лями, чем Кант" ("Анализ ощущений", с. 292).
Итак, Мах признает вполне определенно, что, начав с Канта, он пошел по линии Беркли и Юма. Посмотрим на Авенариуса.
В своих "Пролегоменах к "Критике чистого опыта"" (1876) Авенариус уже в преди­словии отмечает, что слова




Предыдущая страница ... 200
Следующая страница ... 203
Этот сайт основан на всемирно известном произведении, но так как автор уже более 75 лет руководит нами из своего мавзолея то и копирайт с ним. Хостинг поддерживается в постоянном рабочем состоянии источниками бесперебойного питания от фирмы industrika.ru.

Реклама по Ленински