|
необходимости,
не познанной человеком. Это яснее ясного видно из приведенного отрывка.
А между тем, с точки зрения махистов, каким образом может человек знать о
существовании того, чего он не знает? Знать о существовании непознанной
необходимости? Разве это не "мистика", не
"метафизика", не признание "фетишей" и "идолов", не "кантианская непознаваемая
вещь в себе"? Если бы махисты вдумались, они не могли бы не заметить полнейшего
тождества рассуждений Энгельса о познаваемости объективной природы вещей и о превращении "вещи в себе" в "вещь для
нас", с одной стороны, и его рассуждений о слепой, непознанной
необходимости — с другой. Развитие сознания у каждого отдельного человеческого
индивида и развитие коллективных знаний всего человечества на каждом шагу
показывает нам превращение непознанной "вещи
в себе" в познанную "вещь для нас", превращение слепой, непознанной необходимости,
"необходимости в себе", в познанную "необходимость для нас". Гносеологически
нет решительно никакой разницы между тем и другим превращением, ибо основная
точка зрения тут и там одна — именно: материалистическая, признание объективной
реальности внешнего мира и законов внешней природы, причем и этот мир и эти законы вполне познаваемы для человека, но никогда
не могут быть им познаны до конца. Мы не знаем
необходимости природы в явлениях погоды и постольку мы неизбежно — рабы
погоды. Но, не зная этой необходимости, мы знаем, что она
существует. Откуда это знание? Оттуда же, откуда знание, что вещи существуют
вне нашего сознания и независимо от него, именно: из развития наших знаний,
которое миллионы раз показывает каждому
человеку, что незнание сменяется знанием, когда предмет действует на наши
органы чувств, и наоборот: знание превращается в незнание, когда возможность такого действия устранена.
В-четвертых, в приведенном рассуждении Энгельс явно применяет
"сальтовиталь-ный" метод в философии, т. е.
делает прыжок от теории к практике. Ни один из тех ученых (и
глупых) профессоров философии, за
Предыдущая страница ... 196
Следующая страница ... 198
|