ПСС Ленина
Том 01
Том 02
Том 03
Том 04
Том 05
Том 06
Том 07
Том 08
Том 09
Том 10
Том 11
Том 12
Том 13
Том 14
Том 15 Том 16
Том 17
Том 18
Том 19
Том 20
Том 21
Том 22
Том 23
Том 24
Том 25
Том 26
Том 27
Том 28 Том 29 Том 30 Том 31
Том 32
Том 33
Том 34
Том 35
Том 36
Том 37
Том 38
Том 39
Том 40
Том 41
Том 42
Том 43
Том 44
Том 45 Том 46
Том 47
Том 48
Том 49
Том 50
Том 51
Том 52
Том 53
Том 54
Том 55
|
В. И. ЛЕНИН
стр. 196
| образом, чем свободнее суждение человека по отношению к
определенному вопросу, с тем
большей необходимостью будет определяться содержание этого суждения...
Свобода состоит в основанном на познании
необходимостей природы (Naturnotwendigkeiten) господстве над нами самими и над внешней природой..." (стр.
112—113 пятого нем. изд.)68.
Разберем, на каких гносеологических
посылках основано все это рассуждение.
Во-первых,
Энгельс признает с самого начала своих рассуждений законы природы, законы
внешней природы, необходимость природы, — т. е. все то, что объявляют "метафизикой"
Мах, Авенариус, Петцольдт и К . Если бы Луначарский хотел подумать хорошенько
над "дивными" рассуждениями Энгельса, то он не мог бы не увидеть основного
различия материалистической теории познания от агностицизма и идеализма, отрицающих
закономерность природы или объявляющих ее только "логической" и т. д. и т. п.
Во-вторых, Энгельс не занимается
вымучиванием "определений" свободы и необходимости, тех схоластических
определений, которые всего более занимают реакционных профессоров (вроде Авенариуса) и их
учеников (вроде Богданова). Энгельс берет познание и волю человека — с одной
стороны, необходимость природы — с другой, и вместо всякого определения, всякой
дефиниции, просто говорит, что необходимость природы есть первичное, а воля и
сознание человека — вторичное. Последние должны, неизбежно и необходимо должны,
приспособляться к первой; Энгельс считает это до такой степени самоочевидным, что не теряет лишних слов на пояснение
своего взгляда. Только российские махисты могли жаловаться на
общее определение материализма Энгельсом (природа — первичное, сознание
— вторичное: вспомните "недоумения" Богданова
по этому поводу!) и в то же время находить "дивным" и "поразительно метким" одно
из частных применений Энгельсом этого общего и основного определения!
В-третьих,
Энгельс не сомневается в существовании "слепой необходимости". Он признает существование
Предыдущая страница ... 195
Следующая страница ... 197
|
|