ПСС Ленина
Том 01
Том 02
Том 03
Том 04
Том 05
Том 06
Том 07
Том 08
Том 09
Том 10
Том 11
Том 12
Том 13
Том 14
Том 15 Том 16
Том 17
Том 18
Том 19
Том 20
Том 21
Том 22
Том 23
Том 24
Том 25
Том 26
Том 27
Том 28 Том 29 Том 30 Том 31
Том 32
Том 33
Том 34
Том 35
Том 36
Том 37
Том 38
Том 39
Том 40
Том 41
Том 42
Том 43
Том 44
Том 45 Том 46
Том 47
Том 48
Том 49
Том 50
Том 51
Том 52
Том 53
Том 54
Том 55
|
ТЕОРИЯ ПОЗН. ДИАЛЕКТ. МАТЕРИАЛИЗМА И ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМА стр. 195
|
стадия развития
религии) соответствует объективная реальность. У Богданова выходит, что к опыту людей и к их познавательной
способности приспособляются разные формы пространства и времени. На самом деле
как раз наоборот: наш "опыт" и наше познание
все более приспособляются к объективному пространству и времени, все правильнее и глубже их отражая.
6. СВОБОДА И
НЕОБХОДИМОСТЬ
На стр. 140—141 "Очерков" А. Луначарский приводит рассуждения
Энгельса в "Анти-Дюринге" по этому вопросу
и вполне присоединяется к "поразительной по отчетливости и меткости"
характеристике дела Энгельсом на соответственной "дивной странице" указанного сочинения.
Дивного тут действительно много. И всего более
"дивно", что ни А. Луначарский, ни куча других махистов, желающих быть
марксистами, "не заметили" гносеологического значения рассуждений Энгельса о свободе и необходимости.
Читать — читали и переписать — переписали, а что к чему, не поняли.
Энгельс говорит: "Гегель первый правильно
представил соотношение свободы и необходимости. Для него свобода есть познание необходимости. "Слепа
необходимость, лишь поскольку она не
понята". Не в воображаемой независимости от законов природы заключается
свобода, а в познании этих законов и в основанной на этом знании возможности планомерно заставлять законы природы
действовать для определенных целей. Это относится как к законам внешней
природы, так и к законам, управляющим телесным и духовным бытием самого
человека, — два класса законов, которые мы можем отделять один от другого самое большее в нашем представлении, отнюдь не
в действительности. Свобода воли означает, следовательно, не что иное, как
способность принимать решения со знанием дела. Таким
Луначарский говорит: "... дивная страница религиозной экономики. Скажу
так, рискуя вызвать улыбку нерелигиозного читателя". Каковы бы ни были ваши
благие намерения, товарищ Луначарский, ваши
заигрывания с религией вызывают не улыбку, а отвращение67.
Предыдущая страница ... 194
Следующая страница ... 196
|
|