ПСС Ленина
Том 01
Том 02
Том 03
Том 04
Том 05
Том 06
Том 07
Том 08
Том 09
Том 10
Том 11
Том 12
Том 13
Том 14
Том 15 Том 16
Том 17
Том 18
Том 19
Том 20
Том 21
Том 22
Том 23
Том 24
Том 25
Том 26
Том 27
Том 28 Том 29 Том 30 Том 31
Том 32
Том 33
Том 34
Том 35
Том 36
Том 37
Том 38
Том 39
Том 40
Том 41
Том 42
Том 43
Том 44
Том 45 Том 46
Том 47
Том 48
Том 49
Том 50
Том 51
Том 52
Том 53
Том 54
Том 55
|
ТЕОРИЯ ПОЗН. ДИАЛЕКТ. МАТЕРИАЛИЗМА И ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМА стр. 193
|
стве, существа же вне времени и пространства, созданные поповщиной и
поддерживаемые воображением невежественной и забитой массы человечества, суть
больная фантазия, выверты философского идеализма, негодный продукт негодного общественного
строя. Может устареть и
стареет с каждым днем учение науки о строении вещества, о химическом составе
пищи, об атоме и электроне, но не может устареть истина, что человек не может питаться мыслями и рожать детей при
одной только платонической любви. А
философия, отрицающая объективную реальность времени и пространства, так
же нелепа, внутренне гнила и фальшива, как отрицание этих последних истин.
Ухищрения идеалистов и агностиков так же, в общем и целом, лицемерны, как проповедь платонической любви фарисеями!
Чтобы иллюстрировать это различие между относительностью
наших понятий о времени и
пространстве — и абсолютным в пределах гносеологии противоположением материалистической и идеалистической линии в
данном вопросе, приведу еще характерную
цитату из одного очень старого и очень чистого "эмпириокритика", именно юмиста
Шульце-Энезидема, писавшего в 1792 году :
"Если заключать от представлений к "вещам вне
нас", то тогда "пространство и время суть нечто действительное вне нас и существующее
реально, ибо бытие тел можно
мыслить только в существующем (vorhandenen) пространстве,
а бытие изменений только в существующем времени" (1. с, S. 100).
Именно так! Решительно отвергая материализм и малейшую уступку
ему, последователь Юма Шульце в 1792 году обрисовывает отношение вопроса о
пространстве и времени к вопросу об объективной реальности вне нас именно так,
как материалист Энгельс обрисовывает это отношение в 1894 году (последнее
предисловие Энгельса к "Анти-Дюрингу" помечено 23 мая 1894 года). Это не
значит, чтобы за сто лет не изменились наши
представления о времени и пространстве, не собран был громадный новый материал
Предыдущая страница ... 192
Следующая страница ... 194
|
|