| "очень долго"; Мах просто игнорирует борьбу идеалистической и
материалистической теории
познания по этому вопросу; он уклоняется от прямого и ясного изложения обоих
взглядов. Во-вторых, признавая "безвредность" оспариваемых им материалистических взглядов, Мах в сущности признает тем самым
их правильность. Ибо как могла бы неправильность оказаться в течение
веков безвредной? Куда делся тот критерий практики, с которым Мах пробовал
заигрывать? "Безвредным" материалистический взгляд на объективную реальность
времени и пространства может быть только потому, что естествознание не выходит за пределы времени и пространства, за
пределы материального мира, предоставляя сие занятие профессорам
реакционной философии. Такая "безвредность"
равносильна правильности.
"Вредным" является идеалистический взгляд
Маха на пространство и время, ибо он, во-первых, раскрывает настежь дверь
фидеизму, а, во-вторых, самого Маха соблазняет на реакционные выводы. Например, в 1872
году Мах писал, что "химические элементы не обязательно представлять себе в
пространстве с тремя измерениями" ("Erhaltung der Arbeit", S. 29 ,
повторено S. 55). Поступать таким образом — значит
"налагать на себя ненужное ограничение. Нет никакой необходимости мыслить чисто
мыслительные вещи (das
bloss Gedachte) пространственно,
т. е. в отношении к видимому и ощущаемому, точно
так же, как нет необходимости мыслить их в какой-нибудь определенной высоте звука"
(27). "Что до сих пор не удалось создать удовлетворительную теорию электричества, это зависит, может быть, от того, что
электрические явления непременно хотели объяснить молекулярными
процессами в пространстве с тремя измерениями" (30).
Рассуждение с точки зрения того прямого и незапутанного
махизма, который открыто был
защищаем Махом в 1872 г., совершенно бесспорное: если молекулы, атомы, словом,
— химические элементы нельзя ощу-
— "Принцип сохранения работы", стр. 29. Ред.
Предыдущая страница ... 185
Следующая страница ... 187
|