|
щать, то
они, значит, "только мыслительные вещи" (das bloss Gedachte). А раз так и раз пространство и время не имеют объективно-реального
значения, то ясно, что вовсе не обязательно представлять себе атомы пространственно!
Пусть физика и химия "ограничивают себя" пространством с 3-мя измерениями,
в котором движется материя, — тем не менее
для объяснения электричества можно искать его элементов в пространстве не с
3-мя измерениями!
Что наши
махисты осторожненько обходят эту нелепицу Маха, хотя он повторяет ее в 1906
году ("Познание и заблуждение", 2 изд., стр. 418), — это понятно, ибо им пришлось
бы тогда ребром поставить вопрос об идеалистическом и материалистическом взгляде на пространство, без уверток и попыток
"примирить" противоположности. Так же понятно, что один из главарей
имманентной школы, Антон фон Леклер, тогда же, в 70-х годах, когда Мах был
совершенно неизвестен и встречал даже отказы "ортодоксальных физиков" печатать его статьи, изо всех сил подхватил именно
это рассуждение Маха, как замечательное отречение от материализма и
признание идеализма! Ибо тогда Леклер еще не выдумал или не заимствовал у Шуппе
и Шуберта-Зольдерна или И. Рем-ке "новой" клички "имманентная школа", а прямо
называл себя критическим идеалистом . Этот недвусмысленный защитник
фидеизма, прямо проповедующий его в своих философских
сочинениях, немедленно провозгласил Маха за такие речи великим философом,
"революционером в лучшем смысле слова" (S. 252),
и он был совершенно прав. Рассуждение Маха
есть переход из лагеря естествознания в лагерь фидеизма. Естествознание
и в 1872 и в 1906 г. искало, ищет и находит — по крайней мере, нащупывает —
атом электричества, электрон, в пространстве с тремя измерениями.
Естествознание не задумывается над тем, что вещество, которое им исследуется,
* Anton von Leclair. "Der Realismus der modernen Naturwissenschaft im
Lichte der von Berkeley und Kant angebahnten Erkenntniskritik", Prag. 1879 (Антон фон Леклер. "Реализм современного
естествознания в свете данной Беркли и Кантом критики познания", Прага, 1879. Ред.).
Предыдущая страница ... 186
Следующая страница ... 188
|