|
времени и
пространства, не переставая быть идеалистом, считая, например, что развивающиеся
понятия времени и пространства приближаются к абсолютной идее того и другого и
т. п. Нельзя выдержать последовательно точку зрения в философии, враждебную всякому фидеизму и всякому идеализму, если
не признать решительно и определенно, что наши развивающиеся понятия времени и
пространства отражают объективно-реальные время и пространство;
приближаются и здесь, как и вообще, к объективной
истине.
"Основные
формы всякого бытия, — поучает Энгельс Дюринга, — суть пространство и время; бытие вне времени есть такая же
величайшая бессмыслица, как бытие вне пространства" (там же).
Зачем понадобилось Энгельсу в первой половине этой фразы почти
буквальное повторение Фейербаха, а во второй напоминание о той борьбе с
величайшими бессмыслицами теизма, которую
так успешно провел Фейербах? Затем, что Дюринг, как видно из той же самой главы Энгельса, не мог свести
концов с концами у своей философии, не упираясь то в "конечную причину"
мира, то в "первый толчок" (другое выражение для понятия: бог, говорит
Энгельс). Дюринг, вероятно, не менее искренне хотел быть материалистом и
атеистом, чем наши махисты хотят быть марксистами, но он не умел провести
последовательно ту философскую точку зрения, которая бы действительно отнимала всякую почву из-под ног у
идеалистической и теистической бессмыслицы. Не признавая — или, по
крайней мере, не признавая ясно и отчетливо (ибо Дюринг шатался и путал по
этому вопросу) — объективной реальности времени и пространства, Дюринг не
случайно, а неизбежно катится по наклонной плоскости вплоть до "конечных причин" и "первых толчков", ибо он лишил себя
объективного критерия, мешающего выйти за пределы времени и пространства. Если
время и пространство только понятия, то человечество, их
создавшее, вправе выходить за их пределы, и буржуазные профессора вправе получать жалованье от реакционных
правительств за отстаиванье законности
этого выхода,
Предыдущая страница ... 182
Следующая страница ... 184
|