ПСС Ленина
Том 01
Том 02
Том 03
Том 04
Том 05
Том 06
Том 07
Том 08
Том 09
Том 10
Том 11
Том 12
Том 13
Том 14
Том 15 Том 16
Том 17
Том 18
Том 19
Том 20
Том 21
Том 22
Том 23
Том 24
Том 25
Том 26
Том 27
Том 28 Том 29 Том 30 Том 31
Том 32
Том 33
Том 34
Том 35
Том 36
Том 37
Том 38
Том 39
Том 40
Том 41
Том 42
Том 43
Том 44
Том 45 Том 46
Том 47
Том 48
Том 49
Том 50
Том 51
Том 52
Том 53
Том 54
Том 55
|
В. И. ЛЕНИН
стр. 182
| реальность того и
другого, как изменчивость научных знаний о строении и формах движения материи
не опровергает объективной реальности внешнего мира.
Энгельс,
разоблачая непоследовательного и путаного материалиста Дюринга, ловит его
именно на том, что он толкует об изменении понятия времени (вопрос
бесспорный для сколько-нибудь крупных современных философов самых различных философских
направлений), увертываясь от ясного ответа на вопрос: реальны или
идеальны пространство или время? суть ли
наши относительные представления о пространстве и времени приближения
к объективно-реальным формам бытия? Или это только продукты развивающейся,
организующейся, гармонизующейся и т. п. человеческой мысли? В этом и только в
этом состоит основной гносеологический вопрос, разделяющий действительно
коренные философские направления. "Нам дела нет до того, — пишет Энгельс, —
какие понятия изменяются в голове г-на Дюринга. Речь идет не о понятии времени,
а о действительном времени, от которого г. Дюрингу так дешево" (т. е.
фразами об изменчивости понятий) "ни в каком случае не отделаться" ("Анти-Дюринг",
5 нем. изд., S.
41)64.
Казалось
бы, это так ясно, что даже гг. Юткевичи могли бы понять суть вопроса? Энгельс противопоставляет Дюрингу общепризнанное
и само собою разумеющееся для всякого материалиста положение о действительности,
т. е. объективной реальности времени,
говоря, что от прямого признания или отрицания этого положения не отделаться
рассуждениями об изменении понятий времени и пространства. Не в том
дело, чтобы Энгельс отвергал и необходимость и научное значение исследований об
изменении, о развитии наших понятий о времени и пространстве, — а в том, чтобы
мы последовательно решали гносеологический
вопрос, т. е. вопрос об источнике и значении всякого человеческого знания вообще. Сколько-нибудь толковый философский
идеалист — а Энгельс, говоря об идеалистах, имел в виду
гениально-последовательных идеалистов классической философии — легко признает
развитие наших понятий
Предыдущая страница ... 181
Следующая страница ... 183
|
|