|
сочинении решительно
и бесповоротно отвергать материализм, как философское направление. Он не унижается, по крайней мере, до
того, чтобы подделываться под материализм и объявлять "неясным"
элементарнейшее различие основных философских направлений.
5. ПРОСТРАНСТВО
И ВРЕМЯ
Признавая существование объективной реальности, т. е. движущейся
материи, независимо от нашего сознания, материализм неизбежно должен
признавать также объективную реальность времени и пространства, в отличие,
прежде всего, от кантианства, которое в этом вопросе стоит на стороне
идеализма, считает время и пространство не объективной реальностью, а формами
человеческого созерцания. Коренное расхождение и в этом вопросе двух основных
философских линий вполне отчетливо сознается писателями самых различных
направлений, сколько-нибудь последовательными мыслителями. Начнем с материалистов.
"Пространство
и время, — говорит Фейербах, — не простые формы явлений, а коренные условия (Wesensbedingungen)... бытия" (Werke, II, 332). Признавая объективной реальностью тот чувственный мир,
который мы познаем через ощущения, Фейербах естественно отвергает и
феноменалистское (как сказал бы Мах про себя) или агностическое (как
выражается Энгельс) понимание пространства и времени: как вещи или тела — не
простые явления, не комплексы ощущений, а объективные реальности, действующие
на наши чувства, так и пространство и время — не простые формы явлений, а
объективно-реальные формы бытия. В мире нет ничего, кроме движущейся материи, и
движущаяся материя не может двигаться
иначе, как в пространстве и во времени. Человеческие представления о
пространстве и времени относительны, но из этих относительных представлений складывается абсолютная истина, эти относительные
представления, развиваясь, идут по линии абсолютной истины,
приближаются к ней. Изменчивость человеческих представлений о пространстве и
времени так же мало опровергает объективную
Предыдущая страница ... 180
Следующая страница ... 182
|