ПСС Ленина
Том 01
Том 02
Том 03
Том 04
Том 05
Том 06
Том 07
Том 08
Том 09
Том 10
Том 11
Том 12
Том 13
Том 14
Том 15 Том 16
Том 17
Том 18
Том 19
Том 20
Том 21
Том 22
Том 23
Том 24
Том 25
Том 26
Том 27
Том 28 Том 29 Том 30 Том 31
Том 32
Том 33
Том 34
Том 35
Том 36
Том 37
Том 38
Том 39
Том 40
Том 41
Том 42
Том 43
Том 44
Том 45 Том 46
Том 47
Том 48
Том 49
Том 50
Том 51
Том 52
Том 53
Том 54
Том 55
|
В. И. ЛЕНИН
стр. 180
| положения, не из опыта взятые, и без которых невозможен опыт. Набор
слов, нахватанных из разных
книжонок и сцепленных с явными ошибками материалиста Дицгена, — вот что такое
"философия" господ Юшкевичей. Посмотрим лучше на рассуждения по вопросу о
единстве мира одного серьезного эмпириокритика, Иосифа Петцольдта. Параграф
29-й 2-го тома его "Введения" озаглавлен: "Стремление к единообразному (einheitlich) в области познания. Постулат однозначности
всего происходящего". Вот образцы его рассуждений: "... Только в единстве обретается
та естественная цель, за пределы которой не идет никакая мыслимость и в
которой, следовательно, мышление, если оно
учитывает все факты соответствующей области, может прийти к спокойствию"
(79). "... Несомненно, что природа далеко не всегда соответствует требованию единства,
но так же несомненно, что она, тем не менее, во многих случаях уже теперь удовлетворяет требованию спокойствия, и
следует считать наиболее вероятным по всем
нашим прежним исследованиям, что природа в будущем во всех случаях будет удовлетворять это требование. Поэтому вернее будет
обозначить фактическое душевное
состояние, как стремление к устойчивым состояниям, чем как стремление к единству...
Принцип устойчивых состояний идет дальше и глубже... Предложение Геккеля поставить
рядом с растительным и животным царством еще царство протистов, есть негодное решение, ибо оно создает две новых
трудности на место прежней одной: прежде была сомнительна граница между
растениями и животными, теперь же протистов нельзя отграничить резко ни
от растений, ни от животных... Очевидно, что такое состояние не есть
окончательное (endgültig).
Подобная двусмысленность понятий
должна быть так или иначе устранена, хотя бы даже, если нет других средств,
путем соглашения специалистов и решения по большинству голосов" (80—81).
Кажется, довольно? Что эмпириокритик Петцольдт ни на
волос не лучше Дюринга, это
ясно. Но надо быть справедливым и к противнику: у Петцольдта есть хоть настолько
научной добросовестности, чтобы в каждом
Предыдущая страница ... 179
Следующая страница ... 181
|
|