ПСС Ленина
Том 01
Том 02
Том 03
Том 04
Том 05
Том 06
Том 07
Том 08
Том 09
Том 10
Том 11
Том 12
Том 13
Том 14
Том 15 Том 16
Том 17
Том 18
Том 19
Том 20
Том 21
Том 22
Том 23
Том 24
Том 25
Том 26
Том 27
Том 28 Том 29 Том 30 Том 31
Том 32
Том 33
Том 34
Том 35
Том 36
Том 37
Том 38
Том 39
Том 40
Том 41
Том 42
Том 43
Том 44
Том 45 Том 46
Том 47
Том 48
Том 49
Том 50
Том 51
Том 52
Том 53
Том 54
Том 55
|
В. И. ЛЕНИН
стр. 176
| экономии мышления, если его действительно положить "в основу теории
познания", не может вести ни
к чему иному, кроме субъективного идеализма. "Экономнее" всего "мыслить",
что существую только я и мои ощущения, — это неоспоримо, раз мы вносим в гносеологию столь нелепое понятие.
"Экономнее"
ли "мыслить" атом неделимым или состоящим из положительных и отрицательных электронов? "Экономнее" ли мыслить
русскую буржуазную революцию
проводимой либералами или проводимой против либералов? Достаточно поставить
вопрос, чтобы видеть нелепость, субъективизм применения здесь категории
"экономии мышления". Мышление человека тогда "экономно", когда оно правильно
отражает объективную истину, и
критерием этой правильности служит практика, эксперимент, индустрия.
Только при отрицании объективной реальности, т. е. при отрицании основ марксизма, можно всерьез говорить об экономии мышления в теории
познания!
Если мы взглянем на позднейшие работы Маха, то увидим такое истолкование
знаменитого принципа, которое сплошь
да рядом равняется полному отрицанию его. Например, в "Учении о
теплоте" Мах возвращается к своей любимой идее об "экономической природе"
науки (стр. 366 второго немецк. изд.). Но, тут же добавляет он, мы хозяйничаем
не ради хозяйства (366; повторено 391): "цель научного хозяйства есть возможно
более полная... спокойная... картина мира" (366). Раз так, то "принцип экономии" не только из основ гносеологии, но и вообще
из гносеологии, по существу дела, удаляется. Говорить, что цель науки
дать верную (спокойствие тут совсем ни при чем) картину мира, значит повторить
материалистическое положение. Говорить это — значит признавать объективную реальность мира по отношению к нашему
познанию, модели по отношению к картине. Экономность мышления в
такой связи есть просто неуклюжее и вычурно-смешное слово вместо:
правильность. Мах путает здесь, по обыкновению,
а махисты смотрят и молятся на путаницу!
Предыдущая страница ... 175
Следующая страница ... 177
|
|