|
и
юмовского агностицизма в вопросе о причинности, не замечая ни того, в каком безусловном
противоречии с марксизмом, т. е. материализмом, находятся эти учения, ни того,
как они катятся по наклонной плоскости к идеализму.
4. "ПРИНЦИП ЭКОНОМИИ МЫШЛЕНИЯ" И ВОПРОС О "ЕДИНСТВЕ МИРА"
"Принцип "наименьшей траты сил", положенный в основу
теории познания Махом, Авенариусом и многими другими, является... несомненно,
"марксистской" тенденцией в гносеологии".
Так заявляет В. Базаров в
"Очерках", стр. 69.
У
Маркса есть "экономия". У Маха есть "экономия". Действительно ли "несомненно", что между тем и другим есть хоть тень связи?
Сочинение
Авенариуса "Философия как мышление о мире сообразно принципу наименьшей траты
сил" (1876) применяет этот "принцип", как мы видели, таким образом, что во имя
"экономии мышления" объявляется существующим только ощущение. И причинность и "субстанция" (слово, которое гг.
профессора любят употреблять "для ради важности" вместо более точного и ясного:
материя) объявляются "устраненными" во имя той же экономии, т. е. получается
ощущение без материи, мысль без мозга. Этот чистейший вздор есть попытка под новым соусом протащить субъективный
идеализм. В философской литературе такой именно характер
этого основного сочинения по вопросу
о пресловутой "экономии мышления", как мы видели, общепризнан. Если наши
махисты не заметили субъективного идеализма
под "новым" флагом, то это относится к
области курьезов.
Мах
в "Анализе ощущений" (стр. 49 русск. перевода) ссылается, между прочим, на
свою, работу 1872 г. по этому вопросу. И эта работа, как мы видели, есть
проведение точки зрения чистого субъективизма,
сведения мира к ощущениям. Итак, два основные сочинения, введшие в
философию этот знаменитый "принцип", проводят идеализм! В чем тут дело? В том,
что принцип
Предыдущая страница ... 174
Следующая страница ... 176
|