В.И.Ленин ПСС т.18 В. И. ЛЕНИН

ПСС Ленина



Том 01   Том 02
Том 03   Том 04
Том 05   Том 06
Том 07   Том 08
Том 09   Том 10
Том 11   Том 12
Том 13   Том 14
Том 15  Том 16
Том 17   Том 18
Том 19   Том 20
Том 21   Том 22
Том 23   Том 24
Том 25   Том 26
Том 27  Том 28
Том 29 Том 30
Том 31   Том 32
Том 33   Том 34
Том 35   Том 36
Том 37   Том 38
Том 39   Том 40
Том 41   Том 42
Том 43   Том 44
Том 45  Том 46
Том 47   Том 48
Том 49   Том 50
Том 51   Том 52
Том 53   Том 54
Том 55  


В. И. ЛЕНИН стр. 174


 


В 1904 году, успевши уже бросить и естественноисторический материализм и Ост­вальда, Богданов писал: "... Современный позитивизм считает закон причинности толь­ко способом познавательно связывать явления в непрерывный ряд, только формой ко­ординации опыта" ("Из психологии общества", стр. 207). О том, что этот современный позитивизм есть агностицизм, отрицающий объективную необходимость природы, су­ществующую до и вне всякого "познания" и всякого человека, об этом Богданов либо не знал, либо умалчивал. Он брал от немецких профессоров на веру то, что они называ­ли "современным позитивизмом". Наконец, в 1905 году, пройдя и все предыдущие ста­дии и стадию эмпириокритическую, находясь уже в стадии "эмпириомонистической", Богданов писал: "Законы отнюдь не принадлежат к сфере опыта, ... они не даны в нем, а создаются мышлением, как средство организовать опыт, гармонически согласовать его в стройное единство" ("Эмпириомонизм", I, 40). "Законы — это абстракции позна­ния; и физические законы так же мало обладают физическими свойствами, как психо­логические — свойствами психическими" (ibid.).
Итак, закон, что за осенью следует зима, за зимой весна, не дан нам в опыте, а создан мышлением, как средство организовать, гармонизовать, согласовать... что с чем, това­рищ Богданов?
"Эмпириомонизм возможен только потому, что познание активно гармонизирует опыт, устраняя его бесчисленные противоречия, создавая для него всеобщие органи­зующие формы, заменяя первичный хаотический мир элементов производным, упоря­доченным миром отношений" (57). Это неверно. Идея, будто познание может "созда­вать" всеобщие формы, заменять первичный хаос порядком и т. п., есть идея идеали­стической философии. Мир есть закономерное движение материи, и наше познание, будучи высшим продуктом природы, в состоянии только отражать эту закономер­ность.
Итог: наши махисты, слепо веруя "новейшим" реакционным профессорам, повторя­ют ошибки кантовского




Предыдущая страница ... 173
Следующая страница ... 175

Этот сайт основан на всемирно известном произведении, но так как автор уже более 75 лет руководит нами из своего мавзолея то и копирайт с ним. Хостинг поддерживается в постоянном рабочем состоянии источниками бесперебойного питания от фирмы industrika.ru.

Реклама по Ленински