|
пространство,
масса и другие основные понятия естествознания: энергия — это кон-станция,
эмпириосимвол, как и другие эмпириосимволы, удовлетворяющие — до поры до
времени — основной человеческой потребности внести разум, Логос, в иррациональный
поток данного" (209).
В костюме арлекина из кусочков пестрой, крикливой, "новейшей"
терминологии перед нами —
субъективный идеалист, для которого внешний мир, природа, ее законы, — все это
символы нашего познания. Поток данного лишен разумности, порядка, законосообразности:
наше познание вносит туда разум. Небесные тела — символы человеческого познания, и земля в том числе. Если
естествознание учит, что земля существовала задолго до возможности появления
человека и органической материи, то мы ведь переделали все это! Порядок
движения планет мы вносим, это продукт нашего познания. И, чувствуя,
что человеческий разум растягивается такой философией в виновника, в родоначальника
природы, г. Юшкевич ставит рядом с разумом "Логос", т. е. разум в абстракции, не разум, а Разум, не функцию
человеческого мозга, а нечто существующее до всякого мозга, нечто божественное. Последнее слово "новейшего
позитивизма" есть та старая формула фидеизма, которую разоблачал еще
Фейербах.
Возьмем А.
Богданова. В 1899 году, когда он был еще наполовину материалистом и только начинал шататься под влиянием очень
крупного химика и очень путаного философа — Вильгельма Оствальда, он
писал: "Всеобщая причинная связь явлений есть последнее, лучшее дитя человеческого познания; она есть всеобщий закон,
высший из тех законов, которые, выражаясь словами философа, человеческий
разум предписывает природе" ("Основные элементы и т. д.", стр. 41).
Аллах
ведает, из каких рук взял тогда Богданов свою ссылку. Но факт тот, что "слова
философа", доверчиво повторенные "марксистом" — суть слова Канта. Неприятное
происшествие! Тем более неприятное, что его нельзя даже объяснить "простым"
влиянием Оствальда.
Предыдущая страница ... 172
Следующая страница ... 174
|