В.И.Ленин ПСС т.18 ТЕОРИЯ ПОЗН. ДИАЛЕКТ. МАТЕРИАЛИЗМА И ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМА

ПСС Ленина



Том 01   Том 02
Том 03   Том 04
Том 05   Том 06
Том 07   Том 08
Том 09   Том 10
Том 11   Том 12
Том 13   Том 14
Том 15  Том 16
Том 17   Том 18
Том 19   Том 20
Том 21   Том 22
Том 23   Том 24
Том 25   Том 26
Том 27  Том 28
Том 29 Том 30
Том 31   Том 32
Том 33   Том 34
Том 35   Том 36
Том 37   Том 38
Том 39   Том 40
Том 41   Том 42
Том 43   Том 44
Том 45  Том 46
Том 47   Том 48
Том 49   Том 50
Том 51   Том 52
Том 53   Том 54
Том 55  


ТЕОРИЯ ПОЗН. ДИАЛЕКТ. МАТЕРИАЛИЗМА И ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМА стр. 171


 


относительно которых зачастую трудно сказать, эмпирического они происхождения или априорного, в действительности не принадлежат ни к тем, ни к другим, будучи чисто условными посылками, зависящими от человеческого усмотрения". "Таким об­разом, — восторгается кантианец, — новейшая натурфилософия возобновляет неожи­данным образом основную мысль критического идеализма, именно, что опыт только наполняет рамку, которую человек приносит с собой на свет..."
Мы привели этот пример, чтобы наглядно показать читателю степень наивности на­ших Юшкевичей и К , берущих какую-нибудь "теорию символизма" за чистую монету новинки, тогда как сколько-нибудь сведущие философы говорят просто и прямо: пере­шел на точку зрения критического идеализма! Ибо суть этой точки зрения не обяза­тельно в повторении формулировок Канта, а в признании основной идеи, общей и Юму и Канту: отрицании объективной закономерности природы и выведении тех или иных "условий опыта", тех или иных принципов, постулатов, посылок из субъекта, из чело­веческого сознания, а не из природы. Прав был Энгельс, когда он говорил, что не в том суть, к какой из многочисленных школ материализма или идеализма примыкает тот или иной философ, а в том, берется ли за первичное природа, внешний мир, движущаяся
sin,
материя, или дух, разум, сознание и т. п.
Вот еще характеристика махизма по данному вопросу в противовес остальным фи­лософским линиям, данная сведущим кантианцем Э. Люкка. По вопросу о причинности "Мах вполне примыкает к Юму" . "П. Фолькман выводит необходимость мышления из необходимости процессов природы — точка зрения, признающая факт необходимо­сти в противоположность Маху и в согласии с Кантом, — но он видит источник необ­ходимости,
* "Amalen der Naturphilosophie"61, VI. В., 1907, SS. 443, 447.
" Ε. Lucka. "Das Erkenntnisproblem und Machs "Analyse der Empfindungen"" в "Kantstudien", VIII. Bd., S. 409 (Э. Люкка. "Проблема познания и "Анализ ощущений" Маха" в "Кантианских Исследованиях", т. VIII, стр. 409. Ред.).




Предыдущая страница ... 170
Следующая страница ... 172

Этот сайт основан на всемирно известном произведении, но так как автор уже более 75 лет руководит нами из своего мавзолея то и копирайт с ним. Хостинг поддерживается в постоянном рабочем состоянии источниками бесперебойного питания от фирмы industrika.ru.

Реклама по Ленински