В.И.Ленин ПСС т.18 В. И. ЛЕНИН

ПСС Ленина

Том 01   Том 02
Том 03   Том 04
Том 05   Том 06
Том 07   Том 08
Том 09   Том 10
Том 11   Том 12
Том 13   Том 14
Том 15  Том 16
Том 17   Том 18
Том 19   Том 20
Том 21   Том 22
Том 23   Том 24
Том 25   Том 26
Том 27  Том 28
Том 29 Том 30
Том 31   Том 32
Том 33   Том 34
Том 35   Том 36
Том 37   Том 38
Том 39   Том 40
Том 41   Том 42
Том 43   Том 44
Том 45  Том 46
Том 47   Том 48
Том 49   Том 50
Том 51   Том 52
Том 53   Том 54
Том 55  

В. И. ЛЕНИН стр. 170


 


с точки зрения той самой кантианской и юмистской "школьной мудрости", которую Вилли не отвергает, а только подчищает, всякое признание объективной реальности, данной нам в опыте, есть незаконный "трансцензус".
На ту же дорожку агностицизма сбивается постоянно из французских писателей раз­бираемого нами философского направления Анри Пуанкаре, крупный физик и мелкий философ, ошибки которого П. Юшкевич объявил, разумеется, последним словом но­вейшего позитивизма, до такой степени "новейшего", что даже понадобился еще новый "изм": эмпириосимволизм. Для Пуанкаре (о воззрениях которого в целом будет речь в главе о новой физике) законы природы суть символы, условности, которые человек создает ради "удобства". "Единственная настоящая объективная реальность есть внут­ренняя гармония мира", причем объективным Пуанкаре называет общезначимое, при­знаваемое большинством людей или всеми , — т. е. чисто субъективистски уничтожает объективную истину, как все махисты, — и про "гармонию" категорически заявляет на вопрос, находится ли она вне нас: "без сомнения нет". Совершенно очевидно, что но­вые термины нисколько не изменяют старой-престарой философской линии агности­цизма, ибо суть дела "оригинальной" теории Пуанкаре сводится к отрицанию (хотя он далеко не последователен) объективной реальности и объективной закономерности природы. Совершенно естественно поэтому, что в отличие от русских махистов, при­нимающих новые формулировки старых ошибок за новейшие открытия, немецкие кан­тианцы приветствовали подобные взгляды, как переход по существенному философ­скому вопросу на их сторону, на сторону агностицизма. "Французский математик Анри Пуанкаре, — читаем у кантианца Филиппа Франка, — защищает ту точку зрения, что многие наиболее общие положения теоретического естествознания (закон инерции, со­хранения энергии и т. п.),
* Henri Poincaré. "La Valeur de la Science", Paris, 1905, pp. 7, 9 (Анри Пуанкаре. "Ценность науки", Па­риж, 1905, стр. 7, 9. Ред.). Есть русский перевод.




Предыдущая страница ... 169
Следующая страница ... 171
Этот сайт основан на всемирно известном произведении, но так как автор уже более 75 лет руководит нами из своего мавзолея то и копирайт с ним. Хостинг поддерживается в постоянном рабочем состоянии источниками бесперебойного питания от фирмы industrika.ru.

Реклама по Ленински