|
всякого предшествующего опыта, логического
априори" (курсив Петцольдта, S. 76).
И с этим "логическим априори" Петцольдт продолжает оперировать в
обоих томах своего "Введения" и в вышедшей в 1906 г. книжечке "Картина мира с
позитивистской точки зрения" . Перед нами — второй пример выдающегося
эмпириокритика, незаметным образом скатившегося в кантианство и проповедующего
самые реакционные учения под чуточку измененным соусом. И это — не
случайность, ибо в самой основе своей учение Маха и Авенариуса о причинности
есть идеалистическая ложь, какими бы громкими фразами о "позитивизме" ее ни
прикрывали. Различие между юмовской и кантовской теорией причинности есть
второстепенное различие между агностиками, которые
сходятся в основном: в отрицании объективной закономерности природы, осуждая
этим себя неизбежно на те или иные идеалистические выводы. Немного более "совестливый" эмпириокритик, чем И. Петцольдт,
Рудольф Вилли, стыдящийся своего родства
с имманентами, отвергает, например, всю теорию "однозначности" у Петцольдта,
как не дающую ничего, кроме "логического формализма". Но улучшает ли свою
позицию Р. Вилли, отрекаясь от Петцольдта? Нисколько. Ибо он отрекается от кантовского агностицизма исключительно в пользу
юмовского агностицизма: "Мы знаем уже давно, — пишет он, — со времен
Юма, что "необходимость" есть чисто логическая характеристика (Merkmal), не "трансцендентальная", или, как я бы
сказал охотнее и как я уже говорил, чисто словесная (sprachlich) характеристика" (R. Willy: "Gegen die Schulweisheit",
Münch., 1905, S. 91; cf. 173,
175").
Агностик
называет наше, материалистическое, воззрение на необходимость "трансцендентальным", ибо
* J. Petzoldt. "Das Weltproblem von positivistischem Standpunkte
aus", Lpz., 1906, S. 130 {И. Петцолъдт. "Проблема
мира с позитивистской точки зрения", Лейпциг, 1906, стр. 130. Ред.): "И
с эмпирической точки зрения может быть
логическое априори: причинность есть логическое априори для опытного (erfahrungsmäßig, данного в опыте) постоянства нашей среды".
" —Р. Вилли. "Против школьной
мудрости", Мюнхен, 1905, стр. 91; ср. стр. 173, 175. Ред.
Предыдущая страница ... 168
Следующая страница ... 170
|