| критическое открытие
Иосифа Петцольдта требует однозначности.
Подобным несказанным вздором
наполняют "эмпириокритики" десятки страниц!
"...
Мы неоднократно отмечали, что наше положение почерпает свою силу не из суммы
отдельных опытов, что мы, наоборот, требуем от природы его признания (seine Geltung). И в самом деле, еще прежде, чем оно стало
законом, оно уже является для нас принципом,
с которым мы приступаем к действительности, т. е. постулатом. Оно имеет силу,
так сказать, априори, независимо от всякого отдельного опыта. На первый взгляд,
философии чистого опыта не пристало проповедовать априорные истины, возвращаясь,
таким образом, к самой бесплодной
метафизике. Но наше априори только логическое, не психологическое и не
метафизическое" (40). Ну, конечно, если назвать априори логическим, то от этого вся реакционность такой
идеи исчезает и она восходит на высоту "новейшего позитивизма"!
Однозначной
определенности психических явлений, — поучает нас И. Петцольдт далее, — быть не
может: роль фантазии, значение великих изобретателей и т. п. создают тут
исключения, а закон природы или закон духа не терпит "никаких исключений" (65).
Перед нами чистейший метафизик, который понятия не имеет об относительности различия случайного и необходимого.
Мне
сошлются, может быть, — продолжает Петцольдт, — на мотивировку событий истории или развития характера в произведениях
поэзии? "Если мы внимательно посмотрим, то увидим отсутствие однозначности.
Нет ни одного исторического события и ни
одной драмы, в которой бы мы не могли представить себе участников, действующими
при данных психических условиях иначе" (73). "Однозначность в психической
области не только отсутствует, но мы имеем право требовать ее отсутствия
от действительности (курсив Петцольдта). Наше учение возвышается таким
образом... в ранг постулата... т. е. необходимого условия
Предыдущая страница ... 167
Следующая страница ... 169
|