| нисколько не меняющей сути дела. Сам Мах говорит о "всех формах" закона
причинности и в "Познании и
заблуждении" (2 изд., S. 278) делает
само собой понятную оговорку, что понятие
функции может выразить точнее "зависимость элементов" лишь тогда, когда
достигнута возможность выразить результаты исследования в измеримых величинах,
— а это даже в таких науках, как химия, достигнуто лишь отчасти. Должно быть, с точки зрения наших доверчивых к
профессорским открытиям махистов, Фейербах (не говоря уже об Энгельсе) не знал того, что понятия порядок,
закономерность и т. п. могут быть выражены при известных условиях
математически определенным функциональным
соотношением!
Действительно
важный теоретико-познавательный вопрос, разделяющий философские направления,
состоит не в том, какой степени точности достигли наши описания причинных связей
и могут ли эти описания быть выражены в точной математической формуле, — а в
том, является ли источником нашего познания этих связей объективная
закономерность природы, или свойства нашего ума, присущая ему способность познавать известные априорные истины и т. п. Вот что
бесповоротно отделяет материалистов Фейербаха, Маркса и Энгельса от
агностиков (юмистов) Авенариуса и Маха.
В
отдельных местах своих сочинений Мах, — которого грех было бы обвинить в последовательности,
— нередко "забывает" о своем согласии с Юмом и о своей субъективистской теории
причинности, рассуждая "просто" как естествоиспытатель, т. е. с стихийно-материалистической точки зрения.
Например, в "Механике" мы читаем: "Природа учит нас находить в ее
явлениях единообразие" (р. 182 франц. перевода). Если мы находим единообразие
в явлениях природы, то, значит, это единообразие существует объективно, вне нашего ума? Нет. По тому же вопросу о
единообразии природы Мах изрекает такие вещи: "Сила, толкающая нас
пополнять в мыслях факты, наблюденные лишь наполовину, есть сила ассоциации.
Она укрепляется от повторения. Она кажется нам тогда силой, не зависящей от
нашей воли
Предыдущая страница ... 163
Следующая страница ... 165
|