|
другое формальное или духовное" (Werke, VII. Band, 1903, S.
518—520*).
Итак, Фейербах признает объективную закономерность в природе,
объективную причинность, отражаемую лишь приблизительно верно человеческими
представлениями о порядке, законе и проч. Признание объективной закономерности
природы находится у Фейербаха в
неразрывной связи с признанием объективной реальности внешнего мира,
предметов, тел, вещей, отражаемых нашим сознанием. Взгляды Фейербаха —
последовательно материалистические. И всякие иные взгляды, вернее, иную философскую
линию в вопросе о причинности, отрицание объективной закономерности, причинности,
необходимости в природе, Фейербах справедливо относит к направлению фидеизма.
Ибо ясно, в самом деле, что субъективистская линия в вопросе о причинности, выведение порядка и необходимости природы не
из внешнего объективного мира, а из
сознания, из разума, из логики и т. п. не только отрывает человеческий разум от
природы, не только противопоставляет первый второй, но делает природу частью
разума, вместо того, чтобы разум считать частичкой природы.
Субъективистская линия в вопросе о причинности есть философский идеализм (к
разновидностям которого относятся теории причинности и Юма и Канта), т. е.
более или менее ослабленный, разжиженный фидеизм. Признание объективной
закономерности природы и приблизительно верного отражения этой закономерности в
голове человека есть материализм.
Что
касается Энгельса, то ему не приходилось, если я не ошибаюсь, специально по вопросу о причинности противопоставлять свою
материалистическую точку зрения иным
направлениям. В этом для него не было надобности, раз он по более коренному
вопросу об объективной реальности внешнего мира вообще отмежевал себя вполне определенно
от всех агностиков. Но кто сколько-нибудь внимательно читал его философские
сочинения, тому должно быть ясно, что Энгельс не допускал и тени
* — Сочинения, т. VII, 1903, стр. 518—520. Ред.
Предыдущая страница ... 158
Следующая страница ... 160
|