| хотя мы и
сравниваем ее явления с аналогичными человеческими явлениями, применяем к ней,
чтобы сделать ее понятной для нас, человеческие выражения и понятия, например:
порядок, цель, закон, вынуждены применять к ней такие выражения по сути нашего
языка". Что это значит? Хочу ли я этим сказать: в природе нет никакого порядка,
так что, например, за осенью может следовать лето, за весной — зима, за зимой —
осень? Нет цели, так что, например, между
легкими и воздухом, между светом и глазом, между звуком и ухом нет никакой
согласованности? Нет порядка, так что, например,
земля двигается то по эллипсу, то по кругу, обращается вокруг солнца то в год,
то в четверть часа? Какая бессмыслица! Что же хотел я сказать в этом
отрывке? Ничего больше, как произвести
различие между тем, что принадлежит природе, и тем, что принадлежит человеку;
в этом отрывке не говорится, чтобы словам и представлениям о порядке,
цели, законе не соответствовало ничего действительного в природе, в нем отрицается только тождество мысли и бытия, отрицается,
чтобы порядок и т. д. существовали в
природе именно так, как в голове или в чувстве человека. Порядок, цель, закон суть
не более, как слова, которыми человек переводит дела природы на свой язык,
чтобы понять их; эти слова не лишены смысла, не лишены объективного содержания
(nicht sinn- d. h.
gegenstandlose Worte); но тем
не менее необходимо отличать оригинал от перевода. Порядок, цель, закон
выражают в человеческом смысле нечто произвольное.
Теизм прямо заключает от случайности порядка,
целесообразности и закономерности
природы к их произвольному происхождению, к бытию существа, отличного от природы и вносящего порядок, целесообразность и
закономерность в природу, самое по себе (an sich) хаотичную (dissolute), чуждую
всякой определенности. Разум теистов... есть
разум, находящийся в противоречии с природой, абсолютно лишенный понимания сущности
природы. Разум теистов разрывает природу на два существа, — одно материальное,
Предыдущая страница ... 157
Следующая страница ... 159
|