В.И.Ленин ПСС т.18 ТЕОРИЯ ПОЗН. ДИАЛЕКТ. МАТЕРИАЛИЗМА И ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМА

ПСС Ленина



Том 01   Том 02
Том 03   Том 04
Том 05   Том 06
Том 07   Том 08
Том 09   Том 10
Том 11   Том 12
Том 13   Том 14
Том 15  Том 16
Том 17   Том 18
Том 19   Том 20
Том 21   Том 22
Том 23   Том 24
Том 25   Том 26
Том 27  Том 28
Том 29 Том 30
Том 31   Том 32
Том 33   Том 34
Том 35   Том 36
Том 37   Том 38
Том 39   Том 40
Том 41   Том 42
Том 43   Том 44
Том 45  Том 46
Том 47   Том 48
Том 49   Том 50
Том 51   Том 52
Том 53   Том 54
Том 55  


ТЕОРИЯ ПОЗН. ДИАЛЕКТ. МАТЕРИАЛИЗМА И ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМА стр. 155


 


2. ОШИБКА ПЛЕХАНОВА ОТНОСИТЕЛЬНО ПОНЯТИЯ "ОПЫТ"
На стр. X—XI своего предисловия к "Л. Фейербаху" (изд. 1905 г.) Плеханов говорит:
"Один немецкий писатель замечает, что для эмпириокритицизма опыт есть только предмет исследования, а вовсе не средство познания. Если это так, то противопостав­ление эмпириокритицизма материализму лишается смысла, и рассуждения на тему о том, что эмпириокритицизм призван сменить собою материализм, оказываются совер­шенно пустыми и праздными".
Это — одна сплошная путаница.
Фр. Карстаньен, один из самых "ортодоксальных" последователей Авенариуса, го­ворит в своей статье об эмпириокритицизме (ответ Вундту), что "для "Критики чистого
* опыта" опыт есть не средство познания, а только предмет исследования" . Выходит, по
Плеханову, что противопоставление взглядов Фр. Карстаньена материализму лишается смысла!
Фр. Карстаньен почти буквально пересказывает Авенариуса, который в своих "За­мечаниях" решительно противополагает свое понимание опыта, как того, что дано нам, что мы находим (das Vorgefundene) — взгляду на опыт, как на "средство познания" "в смысле господствующих, в сущности совершенно метафизических, теорий познания" (1. с, S. 401). То же самое говорит вслед за Авенариусом и Петцольдт в своем "Введе­нии в философию чистого опыта" (т. I, S. 170). Выходит, по Плеханову, что противо­поставление взглядов Карстаньена, Авенариуса и Петцольдта материализму лишается смысла! Либо Плеханов не "дочитал" Карстаньена и К0, либо он взял свою ссылку на "одного немецкого писателя" из пятых рук.
Что же значит это непонятое Плехановым утверждение самых видных эмпириокри-тиков? Карстаньен хочет сказать, что Авенариус в своей "Критике чистого опыта" бе­рет предметом исследования опыт, т. е. всякие "человеческие высказывания". Авена­риус не исследует здесь, —
* "Vierteljahrsschrift für wissenschaftliche Philosophie", Jahrg. 22, 1898, S. 45 ("Трехмесячник Научной Философии", 22-й год издания, 1898, стр. 45. Ред.).




Предыдущая страница ... 154
Следующая страница ... 156

Этот сайт основан на всемирно известном произведении, но так как автор уже более 75 лет руководит нами из своего мавзолея то и копирайт с ним. Хостинг поддерживается в постоянном рабочем состоянии источниками бесперебойного питания от фирмы industrika.ru.

Реклама по Ленински