ПСС Ленина
Том 01
Том 02
Том 03
Том 04
Том 05
Том 06
Том 07
Том 08
Том 09
Том 10
Том 11
Том 12
Том 13
Том 14
Том 15 Том 16
Том 17
Том 18
Том 19
Том 20
Том 21
Том 22
Том 23
Том 24
Том 25
Том 26
Том 27
Том 28 Том 29 Том 30 Том 31
Том 32
Том 33
Том 34
Том 35
Том 36
Том 37
Том 38
Том 39
Том 40
Том 41
Том 42
Том 43
Том 44
Том 45 Том 46
Том 47
Том 48
Том 49
Том 50
Том 51
Том 52
Том 53
Том 54
Том 55
|
ТЕОРИЯ ПОЗН. ДИАЛЕКТ. МАТЕРИАЛИЗМА И ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМА стр. 153
|
Ber.
etc.", S. 12 ). Из истории
философии известно, что толкование понятия "опыт" разделяло классических
материалистов и идеалистов. В настоящее время профессорская философия всяческих
оттенков одевает свою реакционность в наряды декламации насчет "опыта". На
опыт ссылаются все имманенты. Мах расхваливает в предисловии ко 2-му изданию
своего "Познания и заблуждения" книгу профессора В. Иерузалема, в которой мы
читаем: "Принятие божественного первосущества не противоречит никакому опыту" ("Der krit. Id. etc.", S. 222 ).
Можно только пожалеть о людях, которые поверили Авенариусу и К ,
будто посредством словечка "опыт" можно
превзойти "устарелое" различие материализма и идеализма. Если Валентинов
и Юшкевич обвиняют отступившего слегка от чистого махизма Богданова в
злоупотреблении словом "опыт", то эти господа обнаруживают здесь только свое
невежество. Богданов "невиновен" по данному пункту: он только рабски перенял путаницу Маха и Авенариуса. Когда он
говорит: "сознание и непосредственный психический опыт — тождественные
понятия" ("Эмпириомонизм", II, 53), материя
же "не опыт", а "неизвестное, чем вызывается все известное" ("Эмпириомонизм", III, XIII), — то он толкует опыт идеалистически. И
он, конечно, не первый и не последний созидает идеалистические системки на
словечке "опыт". Когда он возражает реакционным
философам, говоря, что попытки выйти за пределы опыта приводят на деле "только к пустым абстракциям и
противоречивым образам, все элементы которых брались все-таки из опыта" (I, 48), — он противополагает
* — "Sonnenklarer Bericht an
das größere Publikum über das eigentliche Wesen der neuesten
Philosophie", S. 12 ("Ясное как солнце
сообщение широкой публике о подлинной сущности новейшей философии", стр. 12). Ред.
— "Der kritische Idealismus und die reine Logik", S. 222 ("Критический идеализм и чистая логика", стр. 222). Ред.
В Англии давно уже упражняется таким образом товарищ
Бельфорт Бакс, которому недавно французский
рецензент его книги "The Roots of
Reality" ("Корни реальности". Ред.) сказал
не без ядовитости: "опыт — только другое слово вместо сознания", становитесь же
открыто идеалистом! ("Revue de Philosophie"58, 1907, № 10, p. 399).
Предыдущая страница ... 152
Следующая страница ... 154
|
|