ПСС Ленина
Том 01
Том 02
Том 03
Том 04
Том 05
Том 06
Том 07
Том 08
Том 09
Том 10
Том 11
Том 12
Том 13
Том 14
Том 15 Том 16
Том 17
Том 18
Том 19
Том 20
Том 21
Том 22
Том 23
Том 24
Том 25
Том 26
Том 27
Том 28 Том 29 Том 30 Том 31
Том 32
Том 33
Том 34
Том 35
Том 36
Том 37
Том 38
Том 39
Том 40
Том 41
Том 42
Том 43
Том 44
Том 45 Том 46
Том 47
Том 48
Том 49
Том 50
Том 51
Том 52
Том 53
Том 54
Том 55
|
ТЕОРИЯ ПОЗН. ДИАЛЕКТ. МАТЕРИАЛИЗМА И ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМА стр. 151
|
не понимает того, что ссылка на "третье" есть простой выверт, ибо всякий
из нас знает и что такое
физическое и что такое психическое, но никто из нас не знает в настоящее время,
что такое "третье". Этим вывертом Авенариус только заметал следы, на деле объявляя Я первичным (центральный член), а
природу (среду) вторичным (противо-член).
Конечно, и противоположность материи и сознания имеет
абсолютное значение только в пределах очень ограниченной области: в данном
случае исключительно в пределах
основного гносеологического вопроса о том, что признать первичным и что вторичным. За этими пределами относительность
данного противоположения несомненна.
Присмотримся
теперь к употреблению слова: опыт в эмпириокритической философии. Первый
параграф "Критики чистого опыта" излагает следующее "допущение": "любая часть нашей среды стоит в таком отношении к
человеческим индивидам, что если она предстала, то они заявляют о своем опыте:
то-то и то-то узнаю опытным путем; то-то и то-то есть опыт; или:
проистекло из опыта, зависит от опыта" (стр. 1 русск. перевода). Итак, опыт определяется все через те же понятия: Я и
среда, причем "учение" о
"неразрывной" связи их прячется до поры до времени под спудом. Дальше. "Синтетическое
понятие чистого опыта": "именно опыта, как такого заявления, которому, во всем
его составе, предпосылкою служат только части среды" (1—2). Если принять, что среда существует независимо от
"заявлений" и "высказываний" человека, то открывается возможность
толковать опыт материалистически! "Аналитическое понятие чистого опыта": "именно как такого заявления, к которому не
примешано ничего, что в свою очередь не было бы опытом, и которое, следовательно,
представляет из себя не что иное, как опыт" (2). Опыт есть опыт. И находятся же
люди, которые принимают этот квазиученый
вздор за истинное глубокомыслие!
Необходимо
еще добавить, что Авенариус во II томе "Критики
чистого опыта" рассматривает "опыт", как
Предыдущая страница ... 150
Следующая страница ... 152
|
|